Новости 24

Безработный смолянин повесился во дворе дома

Инцидент произошел на улице Исаковского

Региональный фонд капремонта в Смоленске сменил адрес

Организация переехала на Кловку

В Смоленске за дачу взятки будут судить нелегала из Грузии

Нарушитель пытался подкупить сотрудника транспортной полиции

Смоленские судомоделисты приглашают на выставку

Зрители увидят действующие модели известных кораблей

Многодетная смолянка утопила новорожденную дочь и спрятала тело в шкаф

Преступление вскрыл анонимный звонок в полицию

Перепалка с работником бара чуть не стоила смолянину жизни

Молодой человек получил удар ножом в живот

Смоленское РайПО хранит крупы с нарушениями

Не всегда контролируется и качество закупаемой бакалейной продукции

Выплаты пострадавшим на производстве смолянам проиндексировали на 6,4 процента

Перерасчет производится с 1 февраля

Смолянин пойдет под суд за вовлечение в кражу несовершеннолетнего

Молодому человеку грозит до 5 лет лишения свободы

В Смоленске ищут свидетелей ДТП напротив детского садика «Исток»

Водитель Suzuki насмерть сбил пенсионерку

В Смоленске 16 пожарных тушили трехэтажный строящийся дом

Обошлось без жертв

Водоснабжение в микрорайоне Сортировка в Смоленске восстановили

Ремонтные работы удалось завершить за два часа

Для водителей-инвалидов в Смоленске открыли автошколу

После занятий учеников будут развозить по домам на учебном автомобиле

Диспетчер аэродрома «Северный»: Самолет президента Польши заходил на посадку один раз

- Я по телефону получал погодные условия и запрашивал разрешение для перемещения самолета с одного аэродрома на другой.

- В этот день приземлялись несколько самолетов? Были ли трудности при посадке?

- До самолета польского президента мы сажали еще два. Первым приземлялся ЯК-40, он успешно сел, без замечаний. Вторым должен был приземлиться ИЛ-76. Но видимость полосы была недостаточной и экипаж принял решение уходить на запасной аэродром. Я запрашивал Москву, на какой аэродром ему приземляться. Самолет благополучно сел во Внуково.

- Третьим был президентский самолет...

- Да. Третий самолет — Ту-154. Он прибыл позже, когда погода начала ухудшаться.

- Как проходила посадка?

- Сначала он заходил на посадку уверенно, строго, как и положено, без отклонений. Но потом появились у диспетчеров сомнения. Руководитель трижды дал команду уходить на второй круг. Экипаж его не послушался. Хотя диспетчеры предупреждали его, что видимость плохая и нужно готовиться к уходу на запасной аэродром.

- Когда самолет стал снижаться, что делали диспетчеры?

- Когда экипаж не послушался, диспетчерам оставалось только продолжать «вести» самолет и наблюдать за ним. Заход был единственным, самолет сразу разбился.

- А почему нельзя было отдать им приказ уходить на запасной аэродром?

- Потому что это пилоты гражданской авиации и мы не имеем права отдавать им приказы.

- На каком языке общались диспетчеры и экипаж?

- Переговоры с экипажем велись на русском и отчасти на ломаном английском. Это затрудняло понимание.

- Что именно говорили экипажу диспетчеры?

- Руководитель группы руководства полетами предупреждал, что погода плохая. Но экипаж приступил к снижению без разрешения. Без разрешения осуществил заход на посадку. И руководителю деваться было некуда. Разговоры сначала, когда самолет шел по курсу, были спокойными. Но экипаж не делал докладов, хотя и должен был. Диспетчер должен не только сообщать экипажу обстановку, но и получать отчеты обо всех маневрах, о высоте. Пилот этого не делал.

- Почему? Мешал языковой барьер?

- Не исключено, что и по этой причине тоже. Руководитель группы руководства полетами сказал даже: "Понимание у нас с экипажем «фифти-фифти». Диспетчер говорил с пилотом по-русски, ему помогали остальные, подсказывали английские фразы. И было трудно разобраться, понял ли пилот, что ему говорят. Речевой барьер мешал пониманию. Я считаю, что это могло отразиться на исходе полета. Ну и, конечно, стечение обстоятельств.

- Каких именно?

- Погодные условия, возможно, ошибка экипажа, потеря контроля за высотой. И стремление пилота любой ценой посадить самолет. Мне кажется, что это стремление обусловлено тем, что на борту были такие высокие персоны. Именно это стремление губит и наши экипажи, и самих персон. Был же случай, когда Качиньский отстранил экипаж за то, что он отправил самолет на запасной аэродром. А теперь поставьте себя на место пилотов. Эта боязнь, чувство ложного стыда, мнение, что отправить борт на запасной аэродром — это позор, привели к тому, что пилот утащил на тот свет столько людей. Я сам бывший летчик, я все это понимаю. И я скорблю со всеми. Техника и погода не прощают ошибок, нужно выполнять летные законы. Только тогда ты сможешь летать долго и красиво.

10 апреля, в 10 часов 50 минут по московскому времени под Смоленском разбился самолет Ту-154 с президентом Польши и другими первыми лицами этой страны на борту. Всего в катастрофе погибли 96 человек.

Высокопоставленная делегация летела на мемориальные мероприятия - почтить память 20 тысяч польских офицеров, расстрелянных сотрудниками НКВД в 1940 году. В том числе 7 тысяч поляков было расстреляно в Катынском лесу под Смоленском.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТА

Экипаж действовал недостаточно четко

Катастрофу под Смоленском пытается проанализировать Юрий КАРАШ, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского, пилот гражданской авиации

- Юрий Юрьевич, почему президент Польши летал на довольно подержанном лайнере?

- Это обычная практика. Самолеты для VIP-персон никогда не берут с конвейера. Нужно, чтобы они полетали, тогда выявятся скрытые заводские дефекты.

- В районе посадки был сильнейший туман. Почему диспетчер не принял решения закрыть аэропорт? Сказал бы: «Мы закрыты, сесть не разрешаем, ищите другой аэродром».

- Диспетчер не видит аэропорт глазами пилота. Нередко бывает, что с земли ничего не видно - даже собственной вытянутой руки, а с воздуха просматриваются огни взлетно-посадочной площадки. Поэтому диспетчер лишь порекомендовал сесть в другом месте. Но пилоты приняли решение садиться здесь.

- Что послужило причиной аварии?

- Я предполагаю, что и туман, и недостаточно четкие действия экипажа в очень сложных метеоусловиях. Очевидцы утверждают, что перед падением лайнер имел большой крен. Вполне возможно, что экипаж, выходя из тумана, увидел: земля слишком близко. А до аэродрома - далеко. Пилот инстинктивно взял штурвал на себя, чтобы замедлить темп снижения. Ведь если бы самолет продолжал снижаться по той же траектории, столкновения с землей было не миновать. Но скорость-то была низкой, потому что двигатель при посадке обычно работает далеко не на полную мощность и не может поддержать скорость, необходимую для горизонтального полета. В итоге мощности двигателя не хватило, самолет потерял скорость, завалился на крыло и упал.

Никита МИРОНОВ

ПОСЛЕДНИЕ СЛОВА

Польский пилот - диспетчерам: «Нам надо усиливаться?»

Эта запись попала в редакцию «Комсомолки» от знакомых радиолюбителей. В ней, скорее всего, слышны переговоры летчиков польского борта № 1 с диспетчерами. Есть слова о плохой видимости, дымке и высоте.

В записи раздается голос с польским акцентом: «OK, 259... курс... (далее неразборчиво)... Скажите меня... Видимость скажите... ОК, дымка восемь километров и 744 и 2703. И нам надо... (неразборчиво) усиливаться?»

Далее неразборчиво. Вероятно, следует перечисление цифр...

Дмитрий МИНЕЕВ, Наталья ДЕРБЕНЕВА («КП» - Нижний Новгород»)

А КАК У СОСЕДЕЙ?

На наших самолетах летают лидеры СНГ и бывших соцстран

В ряде стран СНГ и Восточной Европы большая часть авиапарка глав государств - российские или еще советские самолеты.

Так, Ту-154 различных модификаций имеются в правительственных авиаотрядах Белоруссии, Болгарии, Киргизии, Польши, Словении, Таджикистана, Украины.

Правда, после крушения самолета с польским президентом Болгария приостановила эксплуатацию своего Ту-154, на котором летает президент Георгий Пырванов.

Украина использует также лайнеры Ту-134 и Ил-62, в Словакии имеется Як-40.

Но постепенно эти государства переходят на зарубежную технику, пусть и слегка поношенную. Армения, например, три года назад закупила Airbus A-319 с 4-летним пробегом. А Украина приобрела такой же лайнер, но новый. Только вот доделать его «начинку» под представительские цели пока не успела.

Кроме того, на подержанном Airbus A-320 летает руководство Молдавии (правда, для этого арендует его у местной авиакомпании). «Нефтяные» Азербайджан и Казахстан смогли потратиться на новые аэробусы 319 и 330 и «Боинг-757». Белорусскому лидеру еще в 2004 году подарили «Боинг Бизнес Джет». До этого он летал на Ту-154М. Теперь на нем возят свиту Батьки.

Никита КРАСНИКОВ

КСТАТИ

Командир экипада разбившегося Ту-154 говорил по русски

Сослуживцы и друзья главного пилота разбившегося под Смоленском Ту-154 Аркадия Протасюка утверждают, что он отлично говорил и по-русски и, соответственно, понимал русскую речь. Это опровергает заявления, якобы сделанные диспетчером аэродрома "Северный" о том, что Протасюк не смог понять данную ему команду посадить самолет в другом аэропорту. (Читайте подробнее)

Читайте и смотрите:

В авиакатастрофе под Смоленском погиб президент Польши Лех Качиньский (хроника трагедии, фото и видео)

Все материалы по теме "Авиакатастрофа Ту-154 под Смоленском"

Фоторепортаж с места трагедии

Эксперты работают на месте крушения даже ночьюАлександр КОЦ

Поделиться:
Подпишитесь на новости:

Читайте также

Результаты поиска