Премия Рунета-2020
Смоленск
+7°
Boom metrics
Звезды8 сентября 2012 13:01

Марлен Хуциев: «Я бы не сужал смоленский кинофестиваль тематически»

Известный кинорежиссер пообщался с представителями прессы, поделившись своими соображениями о будущем «Золотого Феникса» [фото]
Источник:kp.ru
Марлен Хуциев на кинофоруме актеров-режиссеров в Смоленске: "Золотой Феникс" может стать фестивалем просто хорошего кино!"

Марлен Хуциев на кинофоруме актеров-режиссеров в Смоленске: "Золотой Феникс" может стать фестивалем просто хорошего кино!"

Фото: Ирина РОМАНОВА

Пожалуй, это великая удача, пообщаться с Марленом Хуциевым в спокойной обстановке пресс-клуба «Золотого Феникса», ведь обычно известного кинорежиссера можно «поймать» лишь во время церемонии закрытия или на конкурсных показах. И то - на пару с кем-нибудь еще, например, с президентом кинофестиваля Всеволодом Шиловским. Наверное, именно поэтому первыми словами Марлена Мартыновича, обращенными к представителям смоленских СМИ, были: «А что? Я один общаться буду?» Однако удивление прошло у скромного мэтра быстро, и он с удовольствием поведал журналистам и о встрече с Федерико Феллини, и о работе с Василием Шукшиным, и будущем «Золотого Феникса».

- Марлен Мартынович, вы стояли у истоков смоленского кинофестиваля. Прошло пять лет, как вы оцениваете результаты развития «Золотого Феникса»?

- Как вам сказать… Идея интересная, однако, я не сужал бы смоленский кинофестиваль тематически. Зачем делать «Феникс» только фестивалем актеров-режиссеров? Такая тема могла бы стать лишь одной страницей кинофорума. Хотя это лишь мое личное мнение, думаю, директор «Золотого Феникса» Игорь Степанов мне бы возразил.

- Каким в будущем вы видите смоленский кинофестиваль?

- Более широким. Я бы предпочел, чтобы это был именно кинофестиваль, а не фестиваль актеров-режиссеров. А что если художник снимет фильм, оператор? Такое часто бывает. С другой стороны организаторов понять можно. «Золотой Феникс» получился, он успешен, сюда едут люди, встречаются… Тем более, что зритель, он любит актеров. И конечно, публике приятнее видеть тех, кого часто показывают на экранах, а не каких-то неизвестных, молодых режиссеров.

Марлен Хуциев

Марлен Хуциев

Фото: Ирина РОМАНОВА

- В течение пяти лет, вход на показы и вечера «Золотого Феникса» - свободный. На ваш взгляд, взгляд человека, который посещает подобные региональные мероприятия, который был родоначальником Выборгского кинофестиваля, стоит ли оставить вход свободным или всё-таки ввести плату?

- Думаю, стоит ввести плату за вход. Конечно, она должна быть умеренной – рублей 25-50 за вход, разумеется, а не тысяча и более. Умеренная плата пойдет только на пользу «Фениксу».

- Наверняка вы уже успели посмотреть какие-то фильмы из конкурсной программы. В этом году ваши симпатии на чьей стороне?

- Вопрос сложный. Я не смотрел картины фестиваля, хотя обычно я смотрю всю программу. Но у меня уважительная причина. Для начала мне надо починить глаза. Но в скором времени эта причина будет устранена, так что, после, возможно, ознакомлюсь с картинами.

Марлен Хуциев

Марлен Хуциев

Фото: Ирина РОМАНОВА

- Если говорить о современном кинематографе, то есть для вас что-то интересное в нем? То, что стоит смотреть.

- Знаете, я остался приверженцем тех лет, моих друзей, коллег… Да, я могу посмотреть какие-то программы по телевидению, послушать радио. С удовольствием смотрю программу Разумовского о Наполеоне, а фильмы... Молодые режиссеры из другого поколения, у них иные цели. Но они поставлены в такие условия, винить их никак нельзя.

- В вашей картине «Два Фёдора» снялся Василий Шукшин. Как произошла встреча с ним, почему вы пригласили его сниматься?

- Конкретно получилось так. В фильме «Два Фёдора» сюжет довольно сентиментален. Я не воевал, но мне хотелось сделать картину, посвященную войне, чтобы история была подлинной. Поэтому мне важен был герой убедительный, настоящий, не артист, а обычный человек, оттуда, из солдатской массы. Фамилию Шукшин мне назвал Андрей Тарковский. Он сказал, что есть такой парень, что он здесь. Буквально через день-два я его увидел. Шукшин шел по аллее, и я сразу понял, что это он… А когда мы познакомились, то я понял, что его голос абсолютно соответствовал той роли. Для меня не было вопросов, конечно, только Василий. Но для видимости пришлось устроить кинопробы, тогда было так положено.

Марлен Хуциев

Марлен Хуциев

Фото: Ирина РОМАНОВА

- Вы также встречались и с великим Федерико Феллини. Расскажите о той исторической встрече…

- Когда в Москву на Международный кинофестиваль приехал Феллини, он попросил о встрече с режиссером, картины которого близки ему по духу. То есть со мной… Мы принимали его в «Арагви». Мы сидели рядом, и когда чокались, то по кавказскому обычаю он опустил свой бокал ниже, я – еще ниже. Тогда он еще ниже, и я – ниже… В итоге он поставил бокал на мраморный пол, взглянул гордо так, мол, ниже-то некуда. А я взял и разлил вино, опустив бокал еще ниже.

А с нами всё это время ходил человек один, с микрофоном на штативе, постоянно записывал, как говорил, для истории. Но вы понимаете, что это был за «историк»? Потом я не увидел ни одной записи. Очень жаль, потому что это была такая живая встреча.

- Если бы вам дали неограниченный бюджет, чтобы вы сняли?

-Мне не нужен неограниченный бюджет, мне нужен бюджет реальный. Я бы закончил свой фильм «Невечерняя». А так.. Замыслов много. Но после «Невечерней» я, пожалуй, немного отдохну. Она слишком измотала меня.

Марлен Хуциев

Марлен Хуциев

Фото: Ирина РОМАНОВА

- Вы известный в России кинорежиссер, но сняли не так много картин? Почему?

- Дело в том, что я в определенном смысле, скорее, дилетант. Я говорю сейчас не уничижительно, просто я занимаюсь режиссурой, любя это дело, а не стараясь применить только свои профессиональные качества. Свою работу я сравнил бы с работой писателя. Мне необходимо задумать, найти, что волнует, обдумать идею… В этом смысле, я не тороплюсь. Но иногда задержки бывали из-за отсутствия средств, к примеру, или же из-за правок, которые вносила цензура. Но я совершенно не страдаю от того, что снимаю фильмы медленно.