Для создания нового ювелирного шедевра потребовалось полгода
8 ноября в Москве смоленские мастера впервые явили миру произведение современного ювелирного искусства – воссозданную с помощью новейших технологий обработки драгоценных камней Большую императорскую корону Российской империи.
Большая императорская корона – главный символ власти российских монархов и основная императорская регалия. Именно ей короновались все русские императоры, начиная с Екатерины II, специально для коронации которой она и была создана в 1762 году, и заканчивая последним императором Николем II. Изготовлением короны руководили не совсем отечественные мастера. Автором эскизов и каркаса оригинальной короны был придворный ювелир Георг-Фридрих Экарт, а подбором камней занимался бриллиантовых дел мастер Жереми Позье.
В 2012 году, когда оригиналу короны исполнилось 250 лет, смоленские мастера воспроизвели знаменитый ювелирный шедевр.
При создании реплики короны использовано более 11 тысяч бриллиентов
Новую корону правильно называть не копией, а репликой Большой императорской. В чем разница? Репликами искусствоведы называют повторения художественных произведений, которые могут отличаться от оригинала размерами и отдельными деталями. Известно множество случаев, когда художники и скульпторы сами дели реплики собственных творений, при этом зачастую совершенствуя их. Так что художественная ценность реплики может быть не меньшей, чем у оригинала.
А теперь немного погрузимся в процесс работы над новым ювелирным шедевром. Если мастера XVIII века справились с императорским заказом всего за два месяца, то для создания реплики короны потребовалось шесть. Прежде всего, нужно было досконально изучить оригинал. Сделать это не так-то просто: Большая императорская корона хранится в Алмазном фонде Российской Федерации. Однако хранители сокровища пошли навстречу смоленским мастерам. Благодаря содействию Гохрана России и Алмазного фонда Московского Кремля весной этого года группа профессиональных художников и ювелиров из Смоленска смогла детально изучить изготовленную 250 лет назад корону.
После этого в Смоленске начали проводить компьютерное моделирование сложнейшего произведения ювелирного искусства с помощью технологий трехмерной графики.
В наш век все начинается с компьютерного моделирования
Одновременно подыскивались необходимые драгоценные камни.
Свое место в уникальной короне нашли более 11 тысяч бриллиантов, почти все они - якутские алмазы. Больше половины бриллиантов (57 процентов) оцениваются как крупные, а центральный камень весит более 10 карат. Венчает воссозданную корону редкий камень рубиново-красного цвета, который ювелиры называют рубеллит. В отличие от оригинала основой реплики является не серебро, а белое золото 585 пробы. Все использованные материалы, кроме морских 54 жемчужин, произведены в России.
Никакие технологии не заменят ручную работу
Всего над созданием императорской короны трудились 60 человек. Причем, трудились, по словам, руководителя завода «Кристалл» Максима Шкадова, и день и ночь, сменяя друг друга. Новая корона не повторят Большую императорскую в точности, и каждому уникальному камню в ней нужно было найти свое место, чтобы он, на языке ювелиров, «зазвучал». Отличительной особенностью новой короны является современный дизайнерский подход к декорированию каркаса бриллиантами идеальной огранки и принципиально новые методы их закрепки. Корона получилась довольно увесистой, примерно на 300 грамм тяжелее оригинала. Так что Екатерине II, которая заказывала корону весом не более не более 5 фунтов (2 килограмм) пришлось бы от нее отказаться. Хотя, кто знает, если бы она увидела сияние этого ювелирного кружева…
Элемент новой короны: бриллиантовое кружево
Свою оценку новому творению ювелиров дал главный хранитель Алмазного фонда России Евгений Гопанюк: «Этому произведению нет аналогов мире. Если бы мы сейчас могли поближе рассмотреть бриллианты старой огранки, мы увидели бы некоторые диспропорции, отсутствие того, что мы называем шипом (острие в нижней части камня – Прим. авт.). Вместо него раньше делали маленькую площадку – калетту, а она дает свое отражение на верхнюю поверхность. Я имею большую практику работы с уникальными экспонатами Алмазного фонда и смело могу утверждать, что по мастерству исполнения современные мастера превзошли своих знаменитых предшественников».
Венчает корону рубеллит весом 384 карата
Познакомиться с новой Большой императорской короной сможет большее число россиян. Согласно постановлению Правительства, экспонаты Алмазного фонда не могут покидать мест своего хранения, и поэтому увидеть их можно только в Московском Кремле. Реплика короны пока не принадлежит фонду, а ее создатели планирую в ближайшее время продемонстрировать ее в крупнейших музеях страны.
Цена нового творения смоленских ювелиров пока держится в секрете.
ТТХ Большой императорской короны Российской империи
Использованные материалы: серебро, золото, бриллианты, жемчуг, шпинель.
Бриллианты: 4936 бриллиантов общим весом в 2858 карат.
Жемчуг: 75 жемчужин.
Шпинель: 398,72 карата
Высота короны с крестом: 27,5 см.
Длина нижней окружности: 64 см.
Масса короны: 1993,8 г.
ТТХ Реплики Большой императорской короны
Использованные материалы: белое, не родированное золото 585 пробы, натуральные бриллианты, жемчуг, рубеллит.
Бриллианты: 11 426 камней круглой формы, общим весом 1928 карат; бриллианты формы огранки «груша»; в центре «обруча» - большой бриллиант формы огранки «овал» массой 10, 11 карата.
Жемчуг: 74 натуральных крупных морских жемчужины, расположенные в два ряда.
Рубеллит: размер 50*42,5мм, масса 384 карата.
Высота короны с крестом: 35 см.
Длина нижней окружности: 63 см.
Ширина: 24, 5 см.
Масса короны: 2312 г.