Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды14 февраля 2015 20:29

Пилите, Шура, пилите

«Золотой медведь» Берлинского фестиваля достался опальному иранцу Джафару Панахи. Фильм Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками» удостоен «Серебряного медведя» за операторскую работу [фото, видео]
«Такси» - уже третья полнометражная работа, снятая Панахи за время отлучения от профессии

«Такси» - уже третья полнометражная работа, снятая Панахи за время отлучения от профессии

Фото: кадр из фильма

Жюри под руководством Даррена Аронофски нашло так много достойных картин в довольно средней конкурсной программе нынешнего Берлинале, что принялось, как Шура Балаганов, пилить призы — с целью раздать едва ли не всем достойным сестрам по серьгам.

Так, было вручено сразу два «Серебряных медведя» за выдающуюся операторскую работу. Первый отошел Стурле Брандту Гровлену за немецкую «Викторию» - картину продолжительностью 140 минут, снятую одним непрерывным кадром, при том что действие носит остросюжетный характер и охватывает пол-Берлина. Оператор то забирается в такси вместе с героями, то лезет вместе с ними на крышу - при этом режиссер умудряется сделать так, чтобы мы забыли об этом техническом трюке и сосредоточились исключительно на персонажах, их отношениях и остросюжетной, психологически убедительной истории, которую они проживают при нас и вместе с нами.

«Виктория» - картина продолжительностью 140 минут, снятая одним непрерывным кадром

«Виктория» - картина продолжительностью 140 минут, снятая одним непрерывным кадром

Фото: кадр из фильма

Второй операторский «медведь» присудили Евгению Привину и Сергею Михальчуку, а в их лице и всей постановочной команде, обеспечившей фильму Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками» тот визуальный ряд, который создатель фильма «Ной» Аронофски пообещал никогда не забывать.

Фильм Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками» удостоен «Серебряного медведя» за операторскую работу

Фильм Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками» удостоен «Серебряного медведя» за операторскую работу

Фото: кадр из фильма

Удалось отыскать жюри и сразу двух лучших режиссеров. Первой счастливицей стала полька Малгожата Шумовска, чья картина «Тело» рассказывает о психотерапевте, способной вызывать души умерших людей и таким образом вылечивать душевные травмы их родственников. При этом сама она больна на всю голову и явно нуждается в излечении. В своих параболах о «человеческом, слишком человеческом» Шумовска явно полагает себя наследницей Кшиштофа Кесьлевского — хотя до художественного уровня польского маэстро ей как до Луны пешком.

Картина «Тело» рассказывает о психотерапевте,  способной вызывать души умерших людей

Картина «Тело» рассказывает о психотерапевте, способной вызывать души умерших людей

Фото: кадр из фильма

Вторым лучшим режиссером феста признали румына Раду Юде за «Aferim!” - историческое роуд-муви, тронутое легким абсурдом черно-белое полотно народной жизни Восточной Европы начала XIX века, в которой доминировали жестокость, рабство и членовредительство.

Приз за лучший сценарий получил чилийский документалист Патрисио Гусман, в своем фильме «Перламутровая пуговица» элегантно повенчавшем историю мирового океана с историей его многострадальной страны.

Награды за лучшие роли нашли своих героев в лице Шарлотты Рэмплинг и Тома Кортни. Актерские работы ветеранов экрана и сцены— и правда лучшее, что есть в унылом зрелище под названием «45 лет» (реж. Эндрю Хэй), чей сюжет достоин пародий Мела Брукса: аккурат перед празднованием 45-летней годовщины свадьбы прекрасная Рэмплинг узнает о том, что у ее мужа полвека назад была невеста, погибшая в швейцарских Альпах. Теперь ее отколупали изо льда, и в душе персонажа Тома Кортни делается переворот. Он, оказывается, всю жизнь любил свою мертвую невесту и ни по чем не женился бы на бедной Шарлотте, кабы та ни вмерзла в альпийскую льдину.

Приз за инновации имени основателя Берлинале Альфреда Бауэра отошел фильму «Вулкан» Хайро Бустаманте — достойному, но весьма традиционному образчику фестивального кино. Единственной новацией здесь является территориальная принадлежность картины: кино из Гватемалы мир еще не видел, а открывать новые географические территории, ясен перец, очень важно — особенно, когда не получается открыть новые художественные территории. Две непрофессиональные актрисы из «Вулкана» благодарили буржуазное жюри на индейском наречии и по их смуглым скуластым щекам из раскосых глаз текли слезы смущения и благодарности.

Приз за лучший дебют достался жесткой мексиканской киноленте «600 миль» Габриэля Рипстайна о юном контрабандисте, скупающем оружие в Аризоне и транспортирующем его на свою безутешную родину. Он попадает под наблюдение спецагента с усталым лицом Тима Рота, которого, предварительно избив ногами, берет в заложники. Их ждет 600 миль путешествия по мексиканской пустыне: подросток решил сдать американца родственникам, работникам наркокартелей. Путешествие неизбежно сближает, и вот уже подросток дает слабину и в ответственный момент сносит голову не Тиму Роту, а страшному мексиканскому дядюшке. Туда ему и дорога. «600 миль» пытается выглядеть необычной вариацией «бадди муви» - фильма о взаимотношениях друзей-приятелей, но квазидокументальный стиль, в котором он выполнен, лишает возможности упрекнуть его в каком-либо заигрывании со зрителем.

Гран-при жюри справедливо взяла жесткая антиклерикальная драма "Клуб"

Гран-при жюри справедливо взяла жесткая антиклерикальная драма "Клуб"

Фото: кадр из фильма

Вторую по значению награду, Гран-при жюри, справедливо взяла жесткая антиклерикальная драма "Клуб" еще одного чилийца Пабло Лоррейна. Над ней, без сомнения, как над Шумовской Кесьлевский, витает мятежный дух всю жизнь издевавшегося над церковниками Луиса Бунюэля. Хотя парадоксальность и шаловливость испанского гения чилийцу не передалась. Свои идеи о тотальной греховности человеческого существования он доносит до зрителя со всей возможной серьезностью, на которую, впрочем, трудно не признать за ним права. Действие происходит в доме на берегу океана, где беспечной жизнью живут уличенные в педофилии и потому отлученные от службы священники католической церкви. Без всякого воодушевления отмаливая свои грехи, они попутно предаются чревоугодию и играм на собачьих бегах. Спусковым крючком сюжета этого крайне мрачного и беспросветного произведения является появление очередного лишенного сана греховодника. Вместе с ним на порог дома является убитое жизнью, лохматое существо, зычно оглашающее окрестности подробностями сексуальной жизни, к которой принуждал его в глубоком детстве вновь прибывший священнослужитель. Самоубийство последнего запускает механизм внутренних церковных чисток, которые, будьте уверены, не приведут членов «клуба» ни к покаянию, ни к раскаянию. И даже море, у кромки которого разворачивается действие, уже лишено обычного своего свойства внушать ничем не обоснованные надежды.

«Клуб» был самым сильным фильмом конкурса, но «Золотого медведя» жюри предпочло выписать знаменитому иранцу Джафару Панахи, осужденному исламистским режимом за отказ с ним сотрудничать и на 20 лет лишенному права работы в кино и выезда за границы Ирана. Это понятно и благородно, хотя «Такси» - уже третья полнометражная работа, снятая Панахи за время отлучения от профессии, - вещица в сущности непритязательная и скромная. В этой остроумной «мокьюментари» сам Панахи садится за баранку такси, чтобы «на камеру», присобаченную к приборной панели, запечатлеть своих клиентов, на самом деле, сыгранных актерами. В «Такси» нет никаких формальных или содержательных новшеств, что не помеха скромному обаянию этой медитации на тему кино, его отношений с действительностью, его дистрибуции, а также запретов, цензуры и ограничений в эпоху тотальной доступности технологий — даже в тоталитарных странах.