Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Дом. Семья20 июля 2015 8:37

Летнее чтение для первоклашек: «Конан-варвар» и эротика от Пушкина

Родители познакомились со списком литературы для школьников младших классов и ужаснулись
Родители познакомились со списком литературы для школьников младших классов и ужаснулись

Родители познакомились со списком литературы для школьников младших классов и ужаснулись

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

«И вишню румяну в соку раздавил»

Составители списка для первоклассников одной из московских школ из 10 томов стихотворений Пушкина по непонятной причине ухитрились выбрать произведение с невинным названием «Румяной зарею...» Но если кто это стихотворение Пушкина до конца не дочитал - напомню, здесь образно, но вполне грубо и зримо описывается физиология любовных отношений пастуха и невинной пастушки.

«...И вмиг зарезвился

Амур в их ногах;

Пастух очутился

На полных грудях.

И вишню румяну

В соку раздавил,

И соком багряным

Траву окропил...»

Видимо, уроки полового воспитания в школах решили начать сразу с первого класса? И деликатно перенесли на лето, чтобы не привлекать лишнего внимания. Ну а если серьезно - учителя, похоже, сами не читали того, что требуют от детей!

Другой пример: в другом летнем списке оказался... «Конан-варвар»! Вот краткий сюжет первой попавшейся книжки из этой серии:

«Убив любовника предавшей его шлюхи и бросив ее саму в выгребную яму, Конан решает выполнить просьбу аристократа. Жрец заявляет, что истребит Конана и готовится привести в действие одну из своих ловушек, но Конан бросает в него стул, убивающий жреца». (Р. Говард. «Сплошь негодяи в доме»).

Каким образом эти ядреные тексты оказались в списке литературы для учеников младших классов?

В принципе в перечень литературы на лето педагоги включают их на свое усмотрение. Это своего рода творческая импровизация. Обычно туда попадают книжки, которые дети будут изучать в следующем году. А также просто хорошие произведения, в обязательную программу они не попали, но без них - никак. И вообще все, что хоть как-то сподвигнет ребенка открыть книжку!

Но здесь в стремлении соблазнить детишек пикантным содержанием педагоги явно перешли границы.

Есть и другая крайность. В шестом классе детям нужно прочитать «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле. В седьмом - Голдинг. «Повелитель мух». Да эти книжки студенты на 4-м курсе филфака еле переваривают!

Правильные книжки, которые не встретишь в школе

А ведь есть простые и сильные книжки, которые почему-то не попали ни в обязательный список литературы, ни в рекомендованный. Однако они помогут ребенку полюбить чтение. Вот, например:

1 - 2-й классы - Кеннет Грэм. «Ветер в ивах».

Эта книга уже давно стала американской и европейской классикой - наравне с Винни-Пухом и Муми-троллем. Но до наших читателей она добралась лишь в конце 80-х. А зря - в сказке есть и радости, и удачи, передряги и разочарования, трагедии и счастливый финал.

3 - 4-й классы - О. Генри. «Дары волхвов».

Еще одно доказательство того, что даже маленькое произведение способно вызвать большие переживания. Самое главное - обсудить прочитанное вместе!

5 - 6-й классы - Дж. Р. Р. Толкин. «Властелин Колец».

Героев Толкина знают и любят все. Вопрос «Как найти общий язык с ребенком» будет снят минимум на месяц!

7 - 9-й классы - Джером Дэвид Сэлинджер. «Над пропастью во ржи».

Бунт, одиночество, страх непонимания - книга поможет понять подростку, что он не один и в свое время каждый проходил через это.

10 - 11-й классы - Харпер Ли. «Убить пересмешника».

Обманчиво простая и обманчиво несовременная книга, которая разительно отличается от всего того, что ребенку задают читать в школе. Здесь не надо анализировать детали - достаточно просто читать и чувствовать.

Лев Толстой в мои года не читал такого..

Даже если родитель вовремя прошерстит список и выкинет из него все сомнительные книжки - остается еще ого-го сколько! Это как раз те произведения из обязательной программы, которые дети будут проходить в следующем учебном году. И, несмотря на «рекомендательный» статус, читать их придется. Иначе потом на это не останется ни сил, ни времени.

- Первоклассники вообще очень медленно и довольно сложно читают. Почти 60 процентов детей имеют трудности чтения! - дает статистику академик Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования. - Поэтому как они могут справиться с таким объемом литературы, неизвестно! Навыки чтения формируются от 1-го к 4-му классу, у первоклассников их вообще пока нет. Даже те, кто хорошо читает, делают это медленно - потому что ребенку нужно не просто пробежать глазами страницу, а извлечь оттуда информацию.

Такими темпами книжку про Незнайку первоклассники дочитают к Рождеству, если повезет. А мы потом удивляемся, как дети смеют не любить литературу?

- Вслух такое количество литературы прочитать невозможно, поэтому мы заставляем ребенка читать про себя, - продолжает Марьяна Михайловна. - Но этому ребенка тоже никто не учит! Более того, стандарт дошкольного образования не предполагает обучения чтению. Школа этим тоже не занимается, она хочет получить уже читающего ребенка. И вот ребенка, как могут, учат читать его родители, которые сами читают так же плохо! Потому что родители учились в тот период в 80-х, когда требовалось только скоростное чтение. Это проблема далеко не первого поколения.

Вместо того чтобы научить детей читать нормально, школе приходится грузить их тоннами книжек. А это неправильно. Для того чтобы ребенок овладел правильными навыками чтения, нужно время. Школьника нельзя подгонять. Он должен читать вдумчиво и осмысленно. И здесь надо уходить от больших объемных текстов. Поначалу надо тщательно подбирать литературу так, чтобы не было слишком сложных предложений и слишком много новых слов.

А у нас вместо этого - ЕГЭ, итоговое сочинение и раздутая обязательная программа. Повезет еще, если из перечня литературы на лето первоклашки запомнят хотя бы фамилии авторов! Авось прочитают, когда подрастут.

ДРУГОЕ МНЕНиЕ

«Большой список дает возможность выбора»

В ряде списков для чтения первоклассникам за три летних месяца надо осилить аж 110 произведений! Что же это - по две книжки в день проглатывать? А мы потом еще удивляемся, с чего это дети читать не любят и ничего из пройденного не помнят.

- Учитель не враг, который нагрузил ребенка лишним чтением! - уверен учитель русского языка и литературы школы № 57 Сергей Волков, член Общественного совета при Минобрнауки. - Кто-то этими объемами может быть обескуражен. Но, во-первых, учитель дает много, чтобы ребенок видел это «море» и мог выбрать из него то, что ему нравится. Во-вторых, многие произведения в школе даются «на вырост». Например, в средних классах дети развиваются очень по-разному. Одни уже читают серьезную литературу и переживают ее, других пока увлекают только комиксы или фантастика. И такой большой список дает шанс зацепить всех.

Так что списки на лето - рекомендательные. Читать все от корки до корки необязательно! По факту ребенок может вообще за все лето ни разу книжку в руки не взять. Вопрос философский: что лучше, Конан-варвар или ничего?