Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Общество27 августа 2015 14:30

Горе от винта

Эксперты спорят, что делать с малой авиацией после громких аварий в Москве и Подмосковье
Пилоты, естественно, против жестких ограничений. Говорят: самолеты и вертолеты падают чаще просто потому что их становится все больше - обычная статистическая вероятность

Пилоты, естественно, против жестких ограничений. Говорят: самолеты и вертолеты падают чаще просто потому что их становится все больше - обычная статистическая вероятность

Фото: РИА Новости

За последний месяц в столичном регионе произошло сразу две громкие воздушные аварии. Самая страшная - 8 августа над Истринским водохранилищем. Столкнулись гидроплан и вертолет, погибло 9 человек, среди них двое детей.

Буквально через две недели, 23 августа, жесткую посадку в Живописной бухте совершил вертолет «Robinson-R44». Машина упала в воду, в салоне помимо пилота было еще четыре пассажира - к счастью, никто не погиб, но специалисты говорят: в рубашке родились.

В последнем случае пилот Евгений Тростянецкий серьезно нарушил правила полета.

- Воздушное судно находилось в воздушном пространстве класса «С», - объяснил «КП» представитель госкорпорации по организации воздушного пространства Николай Ивашов. - Оно жестко контролируется диспетчером. Для полета обязательно нужно согласовать маршрут движения с контролирующими органами. Но, как оказалось, летчик не получил разрешение диспетчера на пролет.

По данным Росавиации, всего с начала года в стране произошло 31 происшествие с техникой авиации общего назначения. В авариях погибло 29 человек. Примечательно, что 13 инцидентов произошло с незарегистрированными воздушными судами. То есть, официально они вообще не имели права подниматься в воздух.

Оба последних ЧП произошли с новыми, допущенными к эксплуатации вертолетами «Робинсон» - на таких же летает весь мир. То есть едва ли дело в технике. А в чем же? И что делать с малой гражданской авиацией в России? Сразу после разбора полетов (точнее, падений) под Истрой и в Живописной бухте общественность - эксперты, законодатели и пилоты - тут же раскололись на два лагеря.

МНЕНИЕ «ПРОТИВ»: ЗАПРЕТИТЬ!

В Госдуме настроены радикально: нужны ограничивающие или запретительные меры.

Единорос Андрей Колесник из комитета по транспорту предложил усилить ответственность за использование воздушного пространства. Серьезные нарушения (полеты без лицензии, пренебрежение законами) должны караться по всей строгости. К примеру, можно отбирать у хозяев их воздушные суда.

- Как выясняется, есть самолеты и вертолеты, которые нигде не зарегистрированы, - объясняет свою позицию Колесник. - Они летают без специального навигационного и диспетчерского обслуживания, а это может привести к столкновениям. Нужно вносить закон и вводить ответственность вплоть до конфискации воздушного судна.

В Росавиации хоть и не встают открыто на сторону думцев, но признают, что в отрасли не все гладко.

- При расследовании авиационных происшествий вскрываются недопустимые факты: полеты выполняются без уведомлений и разрешений органов управления воздушным движением, самолеты и вертолеты эксплуатируются без подтверждения летной годности, полеты выполняются на заведомо неисправных воздушных судах, а воздушные суда пилотируют лица без соответствующих на то прав и не прошедшие специальную подготовку, — констатируют в Федеральном агентстве воздушного транспорта.

МНЕНИЕ «ЗА»: НЕ НАДО ПОРОТЬ ГОРЯЧКУ

Пилоты, естественно, против жестких ограничений. Говорят: самолеты и вертолеты падают чаще просто потому что их становится все больше - обычная статистическая вероятность.

- В Штатах десятки тысяч частных небольших летательных аппаратов - они тоже периодически падают или сталкиваются. Но никто не делает из этого трагедии. У нас на дорогах под колесами гибнет 27 тысяч человек в год — мы же не запрещаем автомобили, - приводит свои доводы летчик Кирилл Вечтомов.

- То есть, нужно оставить все как есть, пускай падают?

- Надо пересмотреть правила, но наоборот, в сторону упрощения. Сейчас обучение на управление вертолетом стоит 1 млн. 200 тысяч рублей, на маленький самолет — 1 млн. 500 тысяч рублей. Надо потратить 200-250 тысяч рублей, чтобы получить лицензию на управление сверхлегкими летательными средствами. Это все очень дорого.

Причем, по словам Вечтомова, отрасль очень сильно коррумпирована: есть деньги - будешь летать.

- У нас в России принята неправильная модель: если произошла катастрофа, надо идти и начинать мочить всех подряд безостановочно. Во всем мире на сегодняшний день россияне считаются лучшими вертолетчиками. Бить по рукам возрождающуюся отрасль нельзя! - предупреждает председатель совета директоров «Хелипорт России» Александр Хрусталев.

ВОПРОС-РЕБРОМ

Сложно ли стать пилотом?

– Это не похоже на получение водительских прав, - рассказал заслуженный летчик Иван Яковлев. - Надо учить природные явления, уметь реагировать на потоки ветра, знать техническое устройство аппарата. Кандидатам не просто пройти медкомиссию — наше врачебное освидетельствование одно из самых сложных в мире.

- Сколько уходит времени на то чтобы научиться управлять вертолетом? - Не менее 44 часов надо налетать, и прослушать не менее 200 часов теории.

- Если лицензия уже есть, нужно ее подтверждать?

- Конечно. Для пилотов сверхлегкой авиации надо раз в шесть месяцев проходить проверку навыков. Летчик поднимается вместе с инструктором в воздух и показывает свое мастерство. Если в полетах был хотя бы месячный перерыв, первый взлет надо делать в присутствии инструктора. А вертолетчики, к примеру, каждые два года проходят большую проверку, которая длится несколько недель. Повышением их квалификации занимаются официальные аккредитованные центры.

КСТАТИ

Где и как можно летать?

Для легкой и сверхлегкой авиации есть два основных класса воздушного пространства: «G» и «C».

- В зоне «G» разрешаются полеты по приборам или просто визуальному наблюдению (если приборов нет, как у мотодельтаплана), - рассказал Николай Ивашов из госкорпорации по организации воздушного пространства. - На высотах ниже 3050 метров действует ограничение скорости - не более 450 км/ч. Воздушные суда, летящие по приборам, должны держать радиосвязь с диспетчером управления полетами. Самое главное — разрешение на полет не требуется. Достаточно уведомить контролирующие органы о своем маршруте.

А вот в зоне «С» полеты нужно обязательно согласовывать с диспетчером. К примеру, Живописная бухта (где аварийно сел вертолет) находится в зоне контроля аэропорта Шереметьево. Там постоянно взлетают или садятся большие самолеты. Поэтому о всех перемещениях пилоты обязаны докладывать властям.