Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество11 октября 2015 12:20

Кто повезет туристов на курорты вместо “Трансаэро", и не рухнут ли вслед за авиакомпанией туроператоры

Самого мрачного сценария, похоже, удалось избежать. "Библио Глобусу" на два месяца выделили самолеты. Но вопросы остаются
“Трансаэро” хотя бы успела отлетать бархатный сезон. Коллапс случился в октябре, когда на туристическом рынке затишье

“Трансаэро” хотя бы успела отлетать бархатный сезон. Коллапс случился в октябре, когда на туристическом рынке затишье

Фото: REUTERS

Да, самолетами “Трансаэро” мы летали и в командировки, и к родным. Но две трети пассажиров она возила на курорты! “Трансаэро” очень плотно сотрудничала с туроператорами. Причем с такими гигантами, как “Библио Глобус” и “НТК Интурист”. “Библио Глобус” в прошлом году отправил самолетами “Трансаэро” 2, 3 миллиона отпускников.

Именно “Трансаэро” первой запустила чартеры в Мексику, иорданскую Акабу, на Ямайку... На такие смелые и рискованные эксперименты другие не решались.

На этот зимний сезон туроператоры уже распланировали программы с расчетом на рейсы давнего партнера, начали путевки продавать. В Египет и Таиланд, Доминикану и Гоа, в Сочи и Минеральные Воды, горнолыжные курорты Европы...

Кто теперь повезет туристов? Не рухнут ли вслед за авиакомпанией и туроператоры? А кто успел улететь на курорты – вдруг обратные рейсы отменят? Все ж помнят, как сотни тысяч отпускников оказались в заложниках у турфирм-банкротов!

Вопросов много. И не случайно в совещаниях о судьбе “Трансаэро” участвуют не только чиновники Минтранса и Росавиации, но и Ростуризм, и Ассоциация туроператоров России.

Что будет с теми, кто купил тур с перелетом “Трансаэро”?

Безусловно, могло быть хуже. “Трансаэро” хотя бы успела отлетать бархатный сезон. Коллапс случился в октябре, когда на туристическом рынке затишье. Но тем не менее: у одного только “Библио Глобуса” на начало сентября было продано 200 тысяч туров с перелетом на рейсах “Трансаэро”! Туроператор успел заплатить перевозчику 4,5 миллиарда рублей.

Пока из реальных проблем – лишь серьезные задержки нескольких пляжных рейсов. Многих туристов, как и других пассажиров, пересаживают на самолеты “Аэрофлота”. В Ростуризме уверяют, что счуть не пофамильно, в ручном режиме, следят за судьбой отпускников с билетами “Трансэро”, сверяют данные с турфирмами и Росавиацией, чтобы все улетели на отдых и прилетели домой. Пока удается.

Скандалом запахло на прошлой неделе, когда “Библио Глобус” заявил: до 24 октября туристов с билетами “Трансаэро” возим, а у кого вылеты позже – извините, аннулируем. “Отсутствует возможность исполнить обязательства”. В переводе на простой язык это означает – никто никуда не летит. Многие эксперты сочли это признанием в том, что “Библио Глобус” готов идти по скользкой дорожке вслед за “Трансаэро”.

Но в этот раз обошлось - к выходным договорились, что “Библио Глобусу” на два месяца выделят дальнемагистральные “Боинги 777” из парка “Оренбургских авиалиний” (входит в группу компаний “Аэрофлот”). И всех туристов, оплативших отдых вплоть до 15 декабря, на курорты отвезут. Гендиректор “Библио Глобуса” Александр Туголуков назвал решение “Аэрофлота” “рукой помощи в сложнейшей ситуации”.

Остается вопрос с теми, кто купил путевки на Новый год. Но таких не очень много. И время еще есть, чтобы подобрать новые варианты перелета.

Будет ли дефицит билетов на курорты?

Вряд ли. Сейчас в экономике не та ситуация, чтобы народ стоял в очередь за турами в Доминикану или Мексику – спрос на дорогие путешествия упал. А на коротких рейсах, в Египет или Сочи, замену найти проще.

Другой вопрос, что летать станет дороже. Точнее, уже стало. “Трансаэро” с его сравнительно низкими тарифами конкурентов держала в тонусе. А сейчас оставшиеся на ее маршрутах авиакомпании могут диктовать условия: или по нашим ценам летите, или сидите дома.

Ложка меда в бочке авиадегтя – на европейских маршрутах ситуацию может смягчить “Победа”. Единственный отечественный лоукостер собирается открыть рейсы в Старый Свет. Загвоздка в том, что по закону надо два года отлетать по России, а уж потом претендовать на заграничные маршруты.

Но только что Минюст одобрил поправки, которые позволят “Победе” не дожидаться “совершеннолетия”. А Минтранс выдал разрешение на полеты в Зальцбург, Верону, Бергамо, Шамбери, Братиславу, Кельн, Дрезден.

Билеты пока не продаются, но опыт российских маршрутов “Победы” вдохновляет: цены могут быть выгодными. А экономии ради точно найдутся желающие мириться с “победными” неудобствами: за багаж надо платить отдельно, а в полете не кормят.

Не добьют ли проблемы “Трансаэро” туротрасль?

Вся туристическая отрасль на нервах – это еще очень мягко сказано. Под открытым письмом в правительство России подписались 4,5 тысячи турагентств. Смысл – не дайте рухнуть “Библио Глобусу”, главному заказчику курортных чартеров “Трансаэро”:

“Это будет непоправимый удар для всей туристической отрасли, который неминуемо приведет к беспрецедентным по числу и масштабу банкротствам туристических компаний”. “Средств для возврата денег туристам и партнерам-агентам за несостоявшиеся полеты туроператор не имеет, поскольку речь идет о сумме в 2 млрд рублей, уже переведенной в авиакомпанию... Туристы захотят предъявить свои претензии турагентствам, которым они оплачивали туры – это порядка 10 тысяч партнеров. Почти все они – субъекты малого бизнеса, небольшие семейные компании, индивидуальные предприниматели из разных регионов России. Абсолютному большинству также грозит разорение”, - уверяют авторы письма и просят правительство срочно вмешаться.

В письме описан самый мрачный сценарий. Сейчас уже можно выдохнуть, хотя бы на время. Самолеты “Библио Глобусу” выделили. Но в любом случае ситуация с “Трансаэро” - еще один удар по имиджу отрасли. Кто ж будет разбираться, что виноваты-то тут вовсе не туркомпании.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Деньги за билеты вернут, а осадок останется

В какой ситуации те, кто планировал путешествие сам, без помощи турфирм? И успел купить билеты “Трансаэро” до того, как стало известно о ее проблемах?

- Если вылет (или даже только обратный рейс) после 15 декабря – деньги за билет возвращают полностью. Обращаться нужно в офис на “Павелецкой” в Москве или в офисы авиакомпании в других городах.

- А если вы покупали билет не напрямую в авиакомпании, а в агентстве, в том числе онлайновом? Тут ситуация сложнее. “Трансаэро” пеняет на агентов, которые отказываются отдавать деньги несостоявшимся пассажиром – мол, назвались груздем, комиссию получили, а теперь в кусты.

Агентства в недоумении: и рады бы, но как? «Мы не можем это сделать технически, в глобальных системах бронирования для перевозчика с кодом UN (“Трансаэро”) закрыта функция возврата. В соответствии с законодательством РФ авиакомпания имеет право поручить агенту проведение возвратов, обеспечив его денежными средствами. В противном случае пассажир все равно должен обращаться к перевозчику. “Трансаэро” не оставляет билетным агентам выбора, как только вернуть деньги за авиабилеты из своих средств, или в случае отказа потерять доверие клиентов», - разъяснил “Комсомолке” свою позицию Владислав Шевцов, гендиректор онлайн-гипермаркета путешествий DaTravel.com.

“Авиакомпания «Трансаэро» готова взять на себя обязательства по возврату денежных средств за авиабилеты, оформленные агентами, ...если пассажир оформил заявление на возврат у агента и получил отказ”, - обещают в авиакомпании. Так что деньги в итоге люди получат, но времени и нервов потеряют кучу. Да и планы насмарку, особенно если летели на Новый год – сейчас-то билеты стоят совсем других денег!

- Рейсы до 15 декабря должны быть выполнены либо пассажирам предложено пересесть на самолет другой авиакомпании – чаще всего “Аэрофлота”. Если рейс отменен и альтернативный вариант не устривает, деньги также возвращают.