Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+6°
Boom metrics
Общество26 октября 2015 12:10

В Ленобласти нашли бомбардировщик ДБ-3, с которого впервые атаковали Берлин

Поисковики еще не выяснили, есть ли внутри экипаж [фото]
Ксения АХМЕТЖАНОВА
Ксения АХМЕТЖАНОВА
Фото ДБ-3. Архив.

Фото ДБ-3. Архив.

ЛЕГЕНДА РЯДОМ

В ночь на 8 августа 1941 года на переоборудованном ДБ-3Т советские летчики нанесли первые удары по Берлину. Раньше эти самолеты участвовали в финско-советской войне. В архивах даже сохранились фотографии, на которых финские пилоты демонстрируют фрагменты сбитых наших бомбардировщиков.

Сейчас легендарный самолет ДБ-3 канул в Лету. После 1947 года его списали в утиль. И вот неожиданно легенда всплыла в Лужском районе Ленобласти. В семи километрах от деревни Красные горы на болоте Лосиный мох.

- Про самолет мне рассказал егерь. Он объезжал свои угодья и увидел, что торчит железо, - рассказывает руководитель поискового отряда «Витязь» Николай Бухтияров. – Из-под воды виднеелись крыло, цилиндры от колес и радиатор. Был еще прицел для бомбометания. Я раньше таких самолетов не находил. Это невероятная удача.

Останки разбившегося бомбардировщика. Фото: Николай БУХТИЯРОВ

Останки разбившегося бомбардировщика. Фото: Николай БУХТИЯРОВ

На счету этой машины пять мировых рекордов. Он поднял груз весом 500 килограмм на высоту 12,8 тысяч метров, а груз 2 тысячи кило – на высоту чуть больше 11 тысяч метров. Раньше так высоко поднимались только итальянцы, но наш бомбардировщик обставил их на 2,5 тысяч метров высоты. Пилотировал его в ту пору летчик-испытатель Владимир Коккинаки.

ОПАСНЫЙ ПУТЬ

Восемь километров по болотной топи, по лесам. Местами холодная вода доходила до колена. Идешь, как по перине. И, вот, наконец, выходишь к месту, где советский бомбардировщик окончил свой последний полет. На месте его падения образовалась небольшая воронка. По ней видно, что садился он с небольшой скоростью, а это значит, что был управляемым.

- Может быть, он загорелся в воздухе, - рассуждают поисковики. – При касании с землей он зацепился шасси и перевернулся.

Так бомбардировщик и упал. Рядом с ним есть пряжка от парашютной системы, но останки людей пока что не нашли. Кабина пилотов залита водой.

Местные жители рассказывают, что видели как зимой в военное время немцы ходили в этих местах под Лугой на самолет. Но сбитых летчиков они не достали. Увидели окровавленные бинты и следы. Если речь идет об этом самом ДБ-3, то, возможно, экипаж спасся.

Крыло разбившегося ДБ-3. Фото: Николай БУХТИЯРОВ

Крыло разбившегося ДБ-3. Фото: Николай БУХТИЯРОВ

Еще один открытый вопрос – было ли боевое оружие на борту ДБ-3.

- Скорее всего, летел, чтобы выгрузить взрывчатку для партизан, - рассуждает Николай Бухтияров. – Мне местные рассказали, что лет тридцать назад вокруг этого самолета валялся бикфордов шнур для подрыва.

Сейчас поисковики изучают историю бомбардировщика. Поднимать его из болота планируют только зимой. Тогда можно будет подойти к этому месту на снегоходах с оборудованием для поднятия обломков. Чтобы избежать возможных взрывов, всю жидкость в районе воронки откачают, и будут фрагменты очищать руками. Ну а когда поднимут двигатель, по номеру узнают историю именно этого самолета.

После этого ДБ-3 передадут в музей под открытым небом в Луге.

СПРАВКА

ДБ-3 – дальний бомбардировщик, разработанный под руководством выдающегося советского авиаконструктора Сергея Ильюшина. Первоначально самолет создавался не как дальний бомбардировщик, а как скоростной. Они разгонялись до истребителей. На этой машине можно было выполнять такие фигуры высшего пилотажа, как «Мертвая петля» Петра Нестерова.

Эти самолеты принимали участие в советско-финской войне 1939 года, Великой Отечественной войне и советско-японской. Их, судя по военной хронике, использовали для десантирования, а морская авиация в качестве торпедоносцев.

После войны ДБ-3 сняли с производства. Несмотря на большое количество построенных бомбардировщиков, до настоящего времени не сохранилось ни одного экземпляра. Все имеющиеся в музеях самолеты энтузиасты авиации восстанавливали из обломков по старым чертежам.

ТТХ:

Крейсерская скорость – 310-320 километров в час.

Вооружение: 3 пулемета ШКАС 7,62 миллиметра (2500 патронов).

Экипаж: 3-4 человека.

Длина: 14,223 метров.