Премия Рунета-2020
Калининград
+16°
Boom metrics
Звезды24 августа 2016 8:00

Виктор Сухоруков: Нужно жить, не забывая девушку по имени Смерть

Актер приезжал в Калининград на фестиваль короткометражек «Короче» и представлял фильм Балабанова «Замок» 1994 года. О нем и поговорили, а еще – о чудесах, «Брате» и бронзовом Вите
Виктор Сухоруков стал гостем кинофестиваля «Короче».

Виктор Сухоруков стал гостем кинофестиваля «Короче».

Фото: Александр КАТЕРУША

В кино не снимают

- Лето удалось. В этом году в моем саду много яблок. Только уехал я с огорода, так и не попробовав яблок, потому что весь в делах, - начал Виктор Иванович. – Дела у меня творческие. Приступил к съемкам фильма, где я играю папу Дмитрия Нагиева. Приказом объявлена новая постановка в Театре Моссовета, где я буду работать над ролью старика, который бунтует против цивилизации. Я много времени посвящаю главной своей работе – Театру Моссовета, в котором служу. Играю Порфирия Петровича в спектакле «Р.Р.Р.» по «Преступлению и наказанию» Достоевского, играю Федора Иоанновича в спектакле «Царство отца и сына», с большим успехом идет спектакль по пьесе Зорина «Римская комедия», где простой парень Витя Сухоруков в очередной раз играет императора. На этот раз – императора Домициана. Это Древний Рим, история о предательстве, схватка интеллигенции с властью. Хотя мне кажется эта тема сегодня какая-то скучная.

- А в кино вас давно не видели!

- Не снимаюсь. Давно. Видимо, мое время закончилось, и наступили другие времена. В 90-х годах, когда тоже был кризисный период у страны и у кинематографа, я-то был в полной обойме. И была реплика некоторых друзей-товарищей: «Господи, опять Сухоруков! Что они в нем нашли? Урод уродом!». Когда мне это передали, я расстроился, а потом подумал, что если я нужен, значит олицетворяю время и все не зря.

Сегодня кинематограф ищет, сочиняет нового, своего героя. Или не делает ничего, для того, чтобы изобрести героя нашего времени.

- А кто это?

- Этот герой должен быть честным, бесстрашным и с желанием возвращаться домой. Вот и все.

- Вы же описываете Данилу Багрова из «Брата».

- Не знаю… Я же не говорю о мести. Был ли Данила героем? Нет. Он был сигналом своего времени, красным фонарем, который красным огнем мигал обществу. Он убивал людей - справедливо или не очень - но убивал. Герой не должен убивать. А если убивает, то это должна быть не месть, не работа, а праведный суд. Возможно, во мне говорит возраст, и я в чем-то запутался. Сегодня я сам далеко не герой. И как подонок, как последняя сволочь, я не очень востребован в кинематографе. И я не жалею, мне есть чем заняться.

Я сам выбрал театр. И думаю – а может, меня опять Бог спасает, как спасал меня много раз в жизни? Тогда я на уровне интуиции принимал решения, которые не огорчали мою жизнь.

- Эти вещи вы называли чудесами.

- Да! И сейчас так называю. Те события, которые вели меня дальше – настоящие чудеса. Это было все так вовремя и правильно и неожиданно для меня самого… Я не могу к этому равнодушно относиться. Начиная с того времени, когда я бросил курить и пить, встретился с Маминым, у которого снялся в «Бакенбардах» и с Балабановым. Я много лет не снимался, а потом кино меня поманило и наградило сполна: я играл вождей, царей, маргиналов, сволочей, негодяев. Играл ярко, заметно, обаятельно. Интуиция для меня и есть ангел, лица которого мы не видим. Может быть, это и есть мой ангел?

- Какое последнее чудо с вами случилось?

- Давно чудес не было. Хороший вопрос (задумывается). В творческом плане чуда не было. И в жизни тоже. Среди моих родных и близких все в порядке. Этим я удовлетворяюсь. Я живу гармонично, без тревог и душевных переживаний, с надеждой на то, что обязательно в моей жизни еще что-то сногсшибательное произойдет.

Данила хотел снять третьего «Брата»

- В Калининграде на «Короче» в Центральном парке при большом стечении зрителей вы представили оцифрованную, отреставрированную версию «Замка» Алексея Балабанова. Помните работу в этом кино?

- Это второй фильм, в котором я снялся у Балабанова. Время между путчем 1991 года и стрельбой по Белому Дому 1993 года. «Замок» по произведениям Кафки мы снимали в Выборге и в павильоне. Работа была мощная и трудная. Тогда начинался кризис в кинематографе, Алеша снимал с такими подробностями! С великолепными костюмами и декорациями, и множеством деталей: от пресс-папье до настенных телефонных аппаратов. Картина интересна. Там Леша и жену себе нашел новую, Надежду Васильеву, которая была художником по костюмам.

Балабанов был очень увлечен. Я рассчитывал, что после «Счастливых дней» он даст мне роль Землемера, но он отставил меня на роль помощника главного героя. Мы в паре с Анваром Либабовым играли помощников Землемера, чему я очень рад. Мы даже приз получили за лучшую мужскую роль второго плана.

«Замок» - история умная, подробная. К сожалению, времена были такие, что картину не очень заметили дома, но оценили в Европе. После этой картины, после Берлинского фестиваля Алексея Балабанова приняли в европейское киносообщество.

Эта картина заслужила, чтобы на нее обратили внимание.

- В следующем году исполнится 20 лет фильму «Брат». А вы ведь в свое время упрашивали Балабанова снять третью часть «Брата».

- Это было за два года до смерти Алексея. Я к нему приезжал домой, он только отпраздновал день рождения, у него тогда еще рука в гипсе была. Скромно посидели. Мне, как исполнителю роли старшего брата Вити, так не хотелось оставаться в американской тюрьме! Я просил его: «Верни меня домой». Не важно как: отпустили или сбежал. Сбежал! Мексиканцы помогли с побегом, и я через Мексику на российском траулере в бочке из-под солярки приплыл в порт Петербурга. Гудит, подплывает к родным берегам судно, рабочий открывает бочку, а из нее вылезает черная чумазая голова с белыми зубами и белыми глазками. Витя улыбается и, глядя на Петербург, говорит: «Ну, здравствуй, родина!». Так я себе представлял, так я и рассказывал Балабанову. Он сказал: «Я не знаю этого времени, 2000-х годов». Потому и отказался.

Но еще когда Сережа Бодров был жив, я предлагал и ему продолжить историю. Я понимал, что народу настолько полюбилась дилогия «Брат» и «Брат-2», что мы имели на это право. Эту тему Бодров не отвергал, говорил: «Все может быть».

- Согласился бы он?

- Да! Он был склонен к продолжению. Интересно ему было, даже говорил: «Дай срок, переведем дыхание. Все может сложиться». Он не отрицал, а Леша не очень был готов. Когда Сереги не стало, мне Алексей сказал: «Как ты представляешь третий фильм без Бодрова?». Тогда я ему напомнил фильм «Форест Гамп», где технологии позволили Тому Хенксу повстречаться с президентами Кеннеди и с Никсоном. Мне показалось это было бы интересным – вдруг исчезнувший наш Сергей Бодров появляется на экране в роли Данилы Багрова. Но на это никто не пошел.

После ухода Сережи я предлагал и «Брат-3» про себя. Нельзя было найти тему? А вдруг у трамвайщицы из первого «Брата» родился сын? А вдруг девочка Кэт стала депутатом Госдумы? А как живут те герои, которые появлялись и в первом фильме и во втором. Интересно можно было рассказать и про хоккеиста из Америки, и про Кирилла Пирогова. Но прежде всего я думал о себе. Мне хотелось сочинить историю о том, как уже я ищу и нахожу брата. Я его нашел, встречаю, мы идем друг к другу на встречу, вижу его, бегу к нему… и падаю от выстрела. Кто-то Витю Багрова убивает из-за угла за прошлое.

Про любовь к людям и памятник себе

- Вы остаетесь оптимистом в жизни?

- Да, потому что слишком быстро живу. Нет времени на отчаяние, депрессию и тоску. Когда я впадаю в эти чувства, начинаю злиться. А это отнимает время, которого мало. Я люблю людей, люблю именно после того, как я сформировался в новой шкуре. После того как снял старую кожу своих грехов, пороков и потерь, осознал, что надо быть жертвенным и терпеливым. Необходимо быть полезным людям и как это здорово, когда получается любить людей.

- Людей порой сложно любить.

- Сам человек прекрасен. Мы не говорим о поступках людей: толкнул, оскорбил. Недавно вдруг на меня наскочила одна знакомая дама и начала меня срамить последними грязными словами, вспоминать мое прошлое, которого она не знала. Я был удивлен и удручен. Или мой коллега в Петербурге, который перестал быть актером и вдруг позвонил и начал мне говорить поганые слова. Только за то, что я не поблагодарил его за поздравление с днем рождения. Такие причуды плохого настроения другого человека иногда наваливаются.

- Обижаетесь?

- Расстраиваюсь от того, что не могу расшифровать природу такого поведения. Почему он так поступает?

- Сами-то тоже, наверное, грешны. Ненароком, нет-нет, да и обидите кого-то.

- Конечно. Но попросить прощения тяжелее, чем обидеть. Сегодня я умею это делать. А раньше были проблемы, как у всех. Я не умел извиняться. Нужно же перешагнуть через гордыню, через свой оскал, суметь переступить не кого-то, а себя, забыв об амбициях.

- Когда вы научились переступать через себя?

- Когда переехал в Москву после фильма «Брат-2», когда бросил пить. Началась другая жизнь. В трезвом теле, в расчетливом поведении появились новые качества, которые я зауважал в себе. Появились другие интересы.

- Что вам интересно сегодня?

- Труд. Главное – ценить час жизни. Суетливо, мелочно, завистливо живем, забывая о девушке по имени Смерть! О ней нужно хорошо помнить.

- Ага! У вас же через два месяца день рождения!

- Не буду широко отмечать. Я не люблю день рождения. Странный день. У кого-то тоска, у кого-то пьянка, у кого-то звонки и награды. День рождения бывает только один раз. Дальше – это уже какие-то знаки. Год прожил, еще один. В этом есть какая-то надуманность.

В этот день уединюсь, спрячусь, возможно, буду с родными.

В моем родном городе Орехово-Зуево 9 сентября откроется моя скульптура из бронзы. Она уже в городе, под тряпочкой.

- Сразу согласились на установку себя в металле?

- Не сразу. Когда мне позвонили и сказали: «У вас юбилей, 65 лет, давайте мы вам памятник поставим», я ответил: «Вы что, обалдели?». Я обсмеял этого солидного человека, но он был настолько убедителен, что я согласился. Но я к этому отношусь иронично. И если вокруг этой скульптуры будут собираться разные люди, я не обижусь. Даже если мне отломают ухо или напишут поганое слово, я не обижусь.