Премия Рунета-2020
Воронеж
+17°
Boom metrics
Звезды28 сентября 2016 7:00

Дмитрий Маликов: «Не взял дочь в свой спектакль - боялся испортить постановку!»

На гастролях в Воронеже известный музыкант рассказал, на чем зарабатывает его чадо, чем Шнур похож на Пугачеву и нужен ли музыканту пиар
Дмитрий Маликов в спектакле "Перевернуть игру".

Дмитрий Маликов в спектакле "Перевернуть игру".

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

После мастер-классов «Уроки музыки» Дмитрий Маликов повез по стране новый просветительский проект: спектакль «Перевернуть игру» о том, как могут сосуществовать в современном мире шедевры Моцарта, Бетховена, Баха, Рахманинова с хитами Фредди Меркьюри, Макла Джексона и даже Тимати! О музыке, ее продвижении и феномене Шнура «Комсомолка» поговорила с популярным певцом и композитором.

КАК НАЧИНАЕТСЯ ОЧЕРЕДНОЙ СЕЗОН «ГОЛОСА», О ПРЕДЫДУЩИХ УЧАСТНИКАХ ЗАБЫВАЮТ

- После того, как мне исполнилось 40 лет, помимо моей основной работы поп-артиста, классического пианиста и композитора меня стала занимать тема просвещения. Работа с подрастающим поколением вышла для меня на первые роли. В программе «Спокойной ночи малыши» я уделял внимание маленьким детям, проект «Уроки музыки» был направлен на средних школьников, а «Перевернуть игру» - на старшеклассников и их родителей, это семейная, мотивирующая история, - признался Маликов. - Спектакль затрагивает, в том числе, тему патриотического воспитания молодежи. У нас целый блок посвящен блокадному Ленинграду и симфонии №7 Дмитрия Шостаковича: как музыка может не только развлекать, но и помогает побеждать, влияет на ход истории.

- Просветительство - это, в первую очередь, служение. На этом не заработаешь денег, зато тратятся нервы, силы, время. У вас не бывает опустошения, когда хочется все бросить? И как вы с этим боретесь? – поинтересовалась «Комсомолка» у музыканта.

- Все бросить не хочется. Но времена опустошения бывают. Художнику нужно ощущение смысла. И когда у него этот смысл есть, когда он востребован, ему есть чем жить. Когда какие-то вещи происходят обратные, конечно, тяжело, но путь артиста всегда тернист. Всегда есть удачи и неудачи. Особенно в поп-музыке – где есть временная мода и огромная конкуренция. Именно поэтому для меня такие проекты - отдушина. Здесь нет конкуренции, а есть именно служение и смысл. Поэтому я гоню от себя все дурные мысли. Некогда.

- Что касается детей: известные пианисты Денис Мацуев и Элисо Вирсаладзе сетуют, что сейчас в жизни начинающих музыкантов пиар заменяет труд, родители делают из детей-музыкантов звезд с малых лет, калечат их психику, зарабатывают на них. Как найти баланс между учением и пиаром?

- К сожалению, вопрос пиара тоже достаточно важен. Сегодня нужно быть не только творцом, но и уметь продвигать и продавать то, что ты делаешь. И люди, которые обладают и тем, и другим, добиваются больших высот. Если ты хороший артист, но не можешь себя продвинуть, часто проект заканчивается неудачей. Не всем везет, когда есть оба таланта. Поэтому найти баланс трудно. Многое зависит от удачи, от людей, которых встречаешь на пути – важно ведь найти хорошего менеджера, который увидев тебя, увлечется тем, что ты делаешь, и поможет тебе. По поводу того, что на детях зарабатывают: на них особо не заработаешь. На вундеркинде можно заработать, как на юном Моцарте, но таких мало. Взять программу «Голос. Дети», ребята туда идут, думая, что о них все узнают, что они станут звездами, но заканчивается очередной сезон, начинается следующий – и о предыдущих участниках забывают. Помните, кто победил в третьем «Голосе» - хотя бы во взрослом?

Дмитрий Маликов в спектакле "Перевернуть игру".

Дмитрий Маликов в спектакле "Перевернуть игру".

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

БЛАГОДАРЯ ВНЕШНОСТИ И ФАМИЛИИ ДОЧКА ЗАРАБАТЫВАЕТ НА РЕКЛАМНЫХ КОНТРАКТАХ В СОЦСЕТЯХ

- Ваша дочь Стефания и поет хорошо, и умеет себя подать - у нее 400 тысяч поклонников в Инстаграм. Почему не пригласили ее участвовать в своем спектакле?

- Спасибо, конечно, мне как отцу приятно, но я бы не преувеличивал ее способности. Я считаю, что ее некий успех связан, прежде всего, с ее возрастом, ее фамилией, симпатичной внешностью, с ее умением общаться, она неплохо соображает - дает в сети хорошие советы, интересные ее поколению. А творческие ее таланты пока не до конца раскрыты, ее нынешнее пение – просто приобретение некоего сценического опыта. У меня подобное было в 18 лет. Меня вынесло волной – я спел несколько песен и стал популярным. Тогда было время, когда не было огромной конкуренции, такого количества информации – сейчас все быстро пролетает и забывается. Что касается ее участия в спектакле, хотя героиня подходит по возрасту – ей тоже 16, она симпатичная блондинка, но дело в профессиональном отношении: Стеша не актриса, а там сложная роль, это настоящий драматический спектакль, а не просто песни-пляски. Хотя у меня есть опыт драматический, я снимался в кино, но весь год подготовки спектакля стал уроком для меня - режиссер постоянно мне что-то объясняла, я наблюдал за коллегами-артистами. Тем не менее, какие-то моменты мне были сложны, с какими-то вещами я не очень справляюсь…

- Вы критичный отец? Что вас в детстве заставляли делать родители и о чем вы спорите со Стефанией?

- Критичный. Меня родители заставляли в детстве играть на рояле, папа брал ремни, я винился, но у меня не было больших конфликтов с родителями. Потому что я их редко видел, они постоянно были на гастролях. А со Стефанией я спорю. Заставляю ее трудиться как можно больше. Потому что композиторам, о которых мы рассказываем в спектакле, все далось неимоверным трудом, это было нормой. А сейчас дети ставят это себе в заслугу, и мы их поощряем: на тебе конфетку за то, что ты что-то там прочитал. А тогда все гении пришли к своему бессмертию через колоссальное преодоление, в том числе физических недугов, издевательств. Сложности жизни надо уметь преодолевать, я стараюсь, чтобы Стефания жила не только в розовом мире. Мы с ней ездим в больницы, в детские дома, общаемся с детьми, которым сложно, которые не совсем здоровы - она должна видеть, сопереживать.

- Анастасия Волочкова говорила, что ее дочка знает цену деньгам, спрашивает, можно ли купить ту куклу, ведь она очень дорогая. А ваша знает?

- Знает, более того, она сама их зарабатывает. Так же как и я - первые деньги я начал зарабатывать в 17 лет. У Стеши большая популярность в соцсетях и много рекламных обращений, это не огромные какие-то суммы, но уже деньги. Поэтому она знает им цену. Хотя, безусловно, у меня есть возможности, и я ее как отец балую в чем-то, но это не переходит границы. И она каждый раз спрашивает: «Мам, а можно мне вот то?». А мама ей: «Нет, подожди, давай попозже». Нельзя детей сильно баловать.

- Вы говорите, что своим спектаклем хотите оторвать детей от телефонов. А сами можете оторваться – вы же известный блогер, фиксируете в ленте едва ли не каждый шаг…

- Вопрос в том, что там делать, в этом телефоне - чтобы они в нем не развлекались, не в покемонов играли, а послушали Моцарта вечером, а не сами знаете что. Я в телефоне не играю, для меня соцсети - инструмент пиара. Гаджеты развиваются стремительно, еще чуть-чуть и смартфон станет банком. Хотя уже и сейчас можно просто приложить телефон к терминалу и с вас списывают деньги. Телефон учится следить за вами, учится все ваши интересы понимать, предугадывать желания - это недалекое будущее.

ШНУР – ЭТО НОВАЯ ПУГАЧЕВА

- Сейчас артисту проще пробиться? Или в 90-е?

- Конечно, в 90-е. Тогда музыка много значила, а сейчас мало значит. Музыка очень прикладная стала: человек редко садится и слушает музыку, она сопровождает действия как фон. Вот у меня много инструментальной музыки, она не может звучать фоном, она требует к себе внимания. А ни у кого на это нет ни времени, ни сил, ни желания, только когда в машине едешь.

- Недавно вы в своем аккаунте спели шутливую песню: что ни сочини, все равно все будут слушать Шнура. Это восхищение его творчеством или ирония?

- Я отношусь к Шнуру как к явлению. Считаю, сегодня это новая Пугачева. Абсолютно серьезно! Успех, который он сегодня имеет, это доказывает. Шнур, конечно, большой интеллектуал, высшей пробы. И разносторонний - художник, рисует. И он зеркало нашего общества. В этом нет ничего плохого. Он сейчас взлетел невероятно. Во всех отношениях. Он упивается этой славой. Упивается деньгами, которые зарабатывает. Огромными. По щелчку собирает дворец спорта, как я в 89-м: в то время у меня было по 8 концертов на таких площадках!.. У Шнура талантливая сатира - он отображает актуальные вещи, которые происходят в обществе, тонко их подмечает. Но трудно назвать это песнями. Это мелодекламация. Я не все могу слушать из того, что он поет. Мне просто немножко обидно, что при тотальном увлечении таким направлением другие не развиваются. Ты пытаешься спеть о чем-то более серьезном, более мягком, романтичном, но тебя просто не слышат. Это не претензия, просто констатация факта. Такое время, в котором полно агрессии, ерничества… Шнур, безусловно, молодец, он вобрал в себя очень много. И от рок-клуба, и что-то от Высоцкого… Но я подхожу к этому аналитически, не эстетически и не эмоционально, я анализирую его как явление. Оно достаточно серьезное и непростое, оно гораздо шире - как раньше была Пугачева, я не случайно об этом сказал.

Шнур талантливый интеллектуал и зеркало общества, считает Дмитрий Маликов.

Шнур талантливый интеллектуал и зеркало общества, считает Дмитрий Маликов.

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

- Тем не менее, вы на плаву 28 лет уже. А кто-то сошел со сцены, не удержался. В чем ваш секрет?

- Широта взглядов. Я незашоренный. Кстати, правильно Шнур ответил на вопрос, будете ли вы на своем концерте петь старые песни? Он сказал: «Конечно, будем. Но я не очень люблю ностальгию, потому что у ностальгии нет настоящего и нет будущего». И мне не хочется жить старыми заслугами, хочется идти вперед. Поэтому и появляются такие просветительские проекты.

- Чем занимаетесь в свободное от творчества время?

- Любим путешествовать семьей: были за последние годы в Испании, Бельгии, Марокко, Иордании, Монголии, Португалии, Турции. Есть идея поехать в Грецию, Ирландию или Шотландию – в виски-тур. Еще я живопись люблю. На Серова попал.

- В очереди стояли?

- Нет, я много сотрудничаю с Третьяковской галереей, так что меня провели через служебный вход. Сейчас показывают Айвазовского, я достаточно спокойно к нему отношусь - мне он кажется слегка однообразным, хотя, безусловно, это большой художник, большой бренд. На днях мне пришло приглашение на прием в Третьяковку - в понедельник, когда закрыт музей. Поэтому я схожу, выпью шампанского, посмотрю на Айвазовского.