Царскосельскому лицею 205 лет.
1. СРЕДИ УЧИТЕЛЕЙ
ВЕРИТЬ В МЕЧТЫ УЧЕНИКОВ
В Царскосельском лицее прежде всего готовили государственных чиновников. Часть выпускников отправляли на военную службу. Но уж чему совсем не учили, так это ходить под парусами.
А Федор Матюшкин мечтал стать моряком! Учителя удивлялись: откуда в нем такое желание, ведь в семье Матюшкина в море никто не ходил. Однако мальчика было не переубедить.
- Как только у учеников выдавалась свободная минутка, Федор рвался в Адмиралтейство Царского Села. Там он рассматривал старые корабли, самостоятельно осваивал азы морского дела, - рассказывает научный сотрудник музея-лицея Елена Статьина. - Когда обучение подошло к концу, директору лицея Егору Энгельгардту удалось договориться, чтобы воспитанника взяли в кругосветное путешествие под руководством адмирала Головина. Это было большим успехом: не всех закаленных моряков брали в команду.
Начав свою карьеру с мичмана, Федор Федорович стал известным адмиралом и полярным исследователем. Связь с директором лицея, устроившим его судьбу, он поддерживал всю жизнь: из разных уголков планеты Энгельгардту приходили письма о путешествиях и новых открытиях его ученика.
ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА, А НЕ ПОСЛУШНОЕ ЖИВОТНОЕ
В стенах Царскосельского лицея строго-настрого было запрещено применять к ученикам телесные наказания. Хотя в те времена растолковывать детям при помощи силы что правильно, а что неправильно было практически нормой. К примеру, в частных учебных заведениях воспитанников могли и розгами выпороть, и на горох поставить.
Комнаты лицеистов.
- Дети поступали в лицей с двенадцати лет, но педагоги относились к ним с большим уважением. Всегда называли учеников на «вы» и только с прибавлением слова «господин», - рассказывает хранитель литературной экспозиции «Живем мы памятью лицея» Светлана Павлова.
Случались шалости, серьезные проступки, как у любых детей, но воспитывали здесь словами, а не силой. Если кто-то провинился - его оставляли подумать над своим поступком в одиночестве, а затем проводили воспитательную беседу.
«Побои и издевательства воспитают послушное животное, но никогда - человека», - так говорил Егор Энгельгардт.
2. СРЕДИ ВОСПИТАННИКОВ
НИКОГДА НЕ ВЫДАВАТЬ ТОВАРИЩЕЙ
Стукачей в Императорском лицее не любили. Товарищ за товарища всегда стоял горой. Таких понятий о чести придерживались и педагоги.
- Искусствовед Лев Любимов писал в воспоминаниях, что первый урок по соблюдению лицейских традиций он получил, еще не успев надеть ученическую шинель, - рассказывает Светлана Павлова. - На вступительном экзамене была письменная работа. Один из учеников поднял руку и сказал, что не может справиться с заданием, потому что сосед залил чернилами его тетрадь. В ответ директор лицея выгнал ябеду, а обидчику не последовало ни одного замечания.
У учителей никогда не было цели найти «слабое звено» в классе, которое будет держать руководство в курсе всего, что происходит между детьми. Если уж взрослые и вмешивались, то по вескому поводу. И делали это всегда деликатно.
В Царскосельском лицее готовили, прежде всего, чиновников.
- Когда случался конфликт, ребятам предлагали выбрать одного представителя от класса, который пойдет объясняться с начальством. Кто это будет, дети решали самостоятельно на общем собрании, - рассказывает сотрудница музея.
ЗАЩИЩАТЬ СЛАБЫХ
Раз бегать к взрослым было не принято, все проблемы лицеисты стремились решать самостоятельно: выносить сор из избы считалось последним делом.
- Был случай, когда один воспитанник унижал другого, брал у него деньги и никогда не отдавал. Когда лицеисты это заметили, то посчитали подобные отношения недопустимыми, - говорит Павлова. - С обидчиком перестали разговаривать. Он стал настоящим изгоем. Так продолжалось до тех пор, пока он не попросил у всех прощения.
Так уж было прописано в лицейских правилах: «Все воспитанники равны, как дети одного семейства». Хвастаться происхождением было не принято. А фраза, которой так активно козыряет современная «золотая молодежь»: «Да ты знаешь, кто мой папа?!» - считалась откровенным хамством.
ДЕРЖАТЬСЯ ВМЕСТЕ, ЧТО БЫ НИ СЛУЧИЛОСЬ
В стенах Царскосельского лицея рождалась дружба на всю жизнь. Выпускники «пушкинского набора» пошли разными дорогами: Пущин и Кюхельбекер стали революционерами, Матюшкин - мореплавателем, Горчаков - канцлером Российской империи.
- Перед выпуском Энгельгардт подарил всем чугунные кольца в знак единства. И называл воспитанников «мои чугунники», - рассказывает Павлова.
Лицеистов скрепило, конечно, не это, но до конца своих дней они продолжали общаться и дружить, что бы ни случилось. Во время ссылки в Михайловское опального поэта навещал первый друг Иван Пущин. А секундантом Пушкина на последней дуэли стал Константин Данзас - тоже товарищ со школьной поры. В те времена дуэли были запрещены. Строгое наказание ждало не только тех, кто стрелялся, но и тех, кто знал о предстоящем поединке. Но отказать другу Данзас не смог и был с ним до самого конца. После смерти поэта Константина Карловича ждала казнь.
- Просите за Данзаса, он мне брат, - на смертном одре завещал Александр Сергеевич.
Его лицейский товарищ провел в Петропавловской крепости два месяца. Потом его все же помиловали.
КАК КОРМИЛИ
(Из воспоминаний Ивана Пущина)
Обед состоял из трех блюд. По праздникам давали четыре. За ужином - два. Кушанья были хороши, но это не мешало нам иногда бросать пирожки Золотареву (служащий. - Прим. ред.) в бакенбарды. При утреннем чае - белая булка. За вечерним - половину булки. Сначала давали по полстакана портеру за обедом, потом эта английская система была упразднена. Ограничивались отечественным квасом и чистой водой. Дядька Кемерский иногда по заказу именинника за общим столом ставил кофе с сюрпризом утром или шоколад вечером.
КАК УЧИЛИСЬ
От распорядка дня лицеистов любой современный школьник пришел бы в ужас. Подъем в шесть утра. Час на утреннюю молитву, сборы, повторение уроков. Затем два часа на занятия в классе. Завтрак только в десять. После него еще два часа на уроки, за которыми следовала прогулка и обед. После них еще три часовых урока. Освобождались школьники только в 18.00. Шли гулять, занимались гимнастикой, в половине девятого ужинали, затем молились и в десять часов укладывались спать.
У того же Пушкина всегда были проблемы с математикой.
- Чему равняется икс? - однажды спросил у него преподаватель.
- Нулю! - улыбаясь ответил поэт.
- У вас, Пушкин, в моем классе все равняется нулю. Садитесь и пишите лучше свои стихи, - резюмировал педагог.
Несмотря на весьма заурядные отметки, будучи редактором журнала «Современник», Александр Сергеевич публиковал передовые статьи по математике, отлично разбираясь в теме.