Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Недвижимость30 января 2017 15:21

Новостройки-2017: с какими проблемами столкнутся покупатели

Защитники прав потребителей зафиксировали рост числа жалоб на застройщиков
Наталья Завьялова
Год 2016-й стал рекордным по количеству новостроек, которые не распроданы.

Год 2016-й стал рекордным по количеству новостроек, которые не распроданы.

Какого развития событий следует ожидать, что делать рядовому потребителю? Об этом рассказывает юрист Александр Борисов, сопредседатель Союза потребителей «Росконтроль».

Жилья в России в 2016 г. введено рекордное количество – около 77 млн. кв. м. В одной только Москве - около 3,5 млн. кв. м. Но не все так уж радужно на этом рынке. В 2015 году с рынка ушло более 2 700 строительных компаний, в 2016 эта цифра увеличилась на 60%.

Спад платежеспособности населения привел к ценовому тупику. Покупатель ждет новых скидок, а застройщик не может более демпинговать, у него растут цены на строительные материалы.

Год 2016-й стал абсолютно урожайным по количеству новостроек, которые не распроданы. Именно они вступят в конкуренцию с новостройками 2017-2018 гг. А значит, застройщики будут нести убытки и идти на любые ухищрения, дабы придать своим объектам привлекательности и получить дополнительные денежные средства от потребителей.

Основная проблема - банкротство застройщиков. Но даже в благополучных домах и с благополучными застройщиками тоже не все гладко. Вроде строят, вроде сдают… А вот как, в какие сроки, с какой предварительной информацией?

С чем именно могут столкнуться покупатели, заключившие договор на приобретение квартиры в строящемся доме?

1. Нарушение сроков

Нарушение сроков возведения жилья встречается в 60% случаев в одной только Москве. По России ситуация неоднородна, но средний показатель не слишком отличается от столичного. При этом страдают не только потребители, но и добросовестные застройщики. Как пример: в одном округе (районе) возводятся два объекта. Рекламные буклеты одного обещают, что жилье будет сдано во 2-м квартале 2017 г., второй объект честно сообщает, что жилье построится в 3-м квартале 2018 г.

Какой из объектов более инвестиционно привлекателен для покупателя? Конечно, первый, пусть и с несущественным удорожанием квартиры, ведь срок-то до новоселья небольшой. Однако, анализируя разрешительную документацию и темпы застройки, мы приходим к выводу, что оба эти объекта будут введены в эксплуатацию в 2018 году. Оба в одно время!

Зачем лукавит (или врет) один из застройщиков? Чтобы быстрее продать квартиры по более высокой цене и заработать денег. Что делаем мы, потребители в таком случае? Да ничего. Мы успокаиваем себя: «ну строит же…», «подождем, главное, чтобы достроил…». А если кто-то из дольщиков обращается в суд, соседи его чуть ли не анафеме придают, дескать, «…не мешай строителям, а то не получим своих квартир».

За 2016 год количество судебных исков граждан, предъявленных застройщикам, чуть превысило цифру 2 000. Исков могло бы быть в десятки раз больше, если бы не доброта и миролюбие потребителей. Этим пользуются застройщики, не только не достраивая жилье в положенный срок, но и формируя на форумах дольщиков негативное отношение людей к каким-либо судебным тяжбам.

2. Доплата

Потребитель заключил, предположим, договор о приобретении двухкомнатной квартиры, размером 60 кв. м. Подходит время передачи квартиры - как вдруг площадь жилья увеличилась на 4 кв. м. И теперь потребитель, по заявлению застройщика, обязан доплатить энную сумму, до момента выдачи ключей (примеры - здесь).

Кто-то изыскивает средства, залезая в долги, и закрывает этот вопрос с застройщиком, кто-то, ради получения заветных ключей, вступает в переписку и, как итог, к соглашению о некой рассрочке. И лишь единицы обращаются в суд с требованием передать квартиру и признать факт требования дополнительных денежных средств противоречащему Закону «О защите прав потребителей».

3. Недоделки

Торжественное письмо застройщика о подписании акта приема-передачи квартиры мы воспринимаем как свалившееся, долгожданное, счастье. При этом заходим в собственные квадратные метры - и слезы наворачиваются: кривые стены, не закрывающиеся окна, деформированные косяки. Уже не говорим о том, какие претензии возникают к застройщикам, которые сдают дом не с черновой отделкой, а с чистовой, или бюджетным ремонтом.

Каково наше потребительское поведение в таком случае? «Ну и ладно, главное, что квартира есть, дальше сами доделаем (доремонтируем, достроим)». Это 95 % рассуждений потребителей. Еще 5 % обращаются к застройщику, не подписывая акт, либо внося в него требования об устранении нарушений.

И только 1% потребителей, при неудовлетворении их претензий обращаются в суд. Только один процент! То есть недоделки, некачественную работу со стороны застройщика потребители дополнительно оплачивают сами, тем самым повышая доходность застройщика от продаваемого жилья.

4. Непредоставление информации и введение в заблуждение

«Экологически чистый район» - на месте полей для аэрации. «Парк в одной минуте от дома» - и он действительно в одной минуте, если с преодолением заборов переходить железнодорожные пути, где отсутствует переход. «Развитая транспортная инфраструктура» - то есть одна автобусная остановка с одним маршрутом, курсирующим один раз в 20-30 минут. «Школы, детские сады, поликлиники…» - все это действительно есть, но на удалении 5-7 км. от возводимого жилья.

Не всегда мы, потребители, готовы и можем перепроверить информацию, по сути, доверяя застройщику на слово, и, поверив рекламным буклетам, только при въезде в построенное жилье начинам понимать все его неудобства.

Вот еще заманчивые обещания: «Двор без машин» - при отсутствии какого-либо парковочного пространства; «Цена квадратного метра (квартиры) от …» - когда такой цены на объекте и близко не имеется; «Рассрочка на 7 лет» - при внесении не менее 90% от стоимости квартиры; «Скидка 20%» - она существует, но только на жилье, например от 150 кв. м., по которому невооруженным взглядом видно, что оно переоценено… И много-много других уловок — все для того, чтобы завлечь потребителя в офис продаж.

Этот список нарушений прав потребителей, безусловно, не исчерпывающий. Незнание законодательства нашими гражданами мотивирует недобросовестный бизнес вносить коррективы в договоры, размещать мелкий шрифт. При этом, зачастую, именно пункты о «невозможности требования», «автоматическое согласие с условиями» и т.д. противоречат закону и пребывают в документах лишь для того, чтобы сформировать у потребителя убеждение, что не имеется смысла спорить и отстаивать свои права.

И в этой ситуации самые важные вопросы: как себя вести и кто защитит? Если вас обманывают, вводят в заблуждение, хотят получить дополнительные деньги – это все нарушения законодательства и позиция может быть только активной. Такая позиция – это и получить компенсацию с застройщика, и повлиять на регулирование рынка, чтобы в подобные ситуации не попадать впредь.

Кстати, доля выигранных исков в защиту прав потребителей в России составляет 85 %. Это высокий показатель.