Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Дом. Семья10 марта 2017 10:15

Почему Воланд простился с Москвой с Дома Пашкова?

В студии Радио «Комсомольская Правда» мы вспомнили некоторые страницы романа «Мастер и Маргарита» в честь 50-летия самой первой публикации
Если разные версии, почему Воланд со своей свитой прощаются с Москвой именно тут и именно в конкретное время... ФОТО кадр из сериала

Если разные версии, почему Воланд со своей свитой прощаются с Москвой именно тут и именно в конкретное время... ФОТО кадр из сериала

«Чтобы знали...» - якобы эти последние слова Михаила Булгакова перед смертью 10 марта 1940 год относятся к «Мастеру и Маргарите». «Знали» - кто? И о чем? На что намекал писатель? Остаются только догадки. Ради них мы встретились на Радио «КП» с библиофилом, гидом общества пеших прогулок «Москваход» Александром Мишиным.

А ИВАН-ТО ПЕРЕВОСПИТАЛСЯ

- Александр, год-то нынче юбилейный: впервые в СССР роман был опубликован 50 лет назад, в журнале «Москва». И с тех пор многие мучаются вопросом: «Мастер и Маргарита» - роман ЗА Христа или ПРОТИВ?

- Михаил Афанасьевич родился в семье религиозной. Его отец был уважаемым в Киеве преподавателем духовных дисциплин. Но юность самого Булгакова была достаточно бурной. Ранняя женитьба, учеба на врача. Он уже не носит нательного креста. Однако первоначальная «прививка» православия была так сильна, что это в нем оставалось до конца жизни. И в дневниках Елены Сергеевны, его последней супруги, мы узнаем вдруг, что он крестит перед сном своего пасынка – ее сына от предыдущего брака...

Но для читателей он не оставляет никакой установки. Это скорее в какой-то мере роман-воспитание.

- Кто там воспитывается?

- Иван Бездомный. Единственный герой, который меняется. Все остальные нам даны «от и до» в том виде, в каком пришли на страницы. А Бездомный вдруг сумеет извлечь из всех событий что-то для себя новое, чему-то научиться. Становится профессором истории. Может быть, здесь можно увидеть ответ на этот вопрос: ЗА Христа или ПРОТИВ? А может, ЗА РАЗУМ? Потому что, на мой взгляд, христианство – это разумное сердце. Открытое и для бога, и для истории. В этом смысле мы должны прочитать в романе то, что там спрятано. Вот, например, Берлиоз и его летящая голова нам напоминают о событиях Великой Французской революции, когда основным инструментом «разговора» с оппонентами стала гильотина. И тут сопоставляешь: а ведь в момент написания романа проходят три московских процесса, это 1936-1938 годы!..

Попадая в сумасшедший дом, Бездомный вдруг обретает разум. Весь этот вывернутый мир парадоксальным образом возвращает Ивана в относительную норму.

Дом по адресу "302 БиС" на Садовой - самый известный, тут была "нехорошая квартира". Но "Мастера" Булгаков писал по другому адресу.

Дом по адресу "302 БиС" на Садовой - самый известный, тут была "нехорошая квартира". Но "Мастера" Булгаков писал по другому адресу.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

По пути к "нехорошей квартире" посетители отдают дань Мастеру, рисуя, например, Маргариту. Получилось в целом здорово: настенная народная любовь, за которую не гоняют метлой!

По пути к "нехорошей квартире" посетители отдают дань Мастеру, рисуя, например, Маргариту. Получилось в целом здорово: настенная народная любовь, за которую не гоняют метлой!

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

ПРИ ЧЕМ ТУТ ПРУССКИЙ КОРОЛЬ

- Откуда Воланд улетает из Москвы?

- Скорее всего, с крыши дома Пашкова. И это прощание связано с конкретным эпизодом. 1818 год. В Петербурге - свадьба сына императора Павла Петровича, Николая I, с прусской принцессой. На свадьбу приехал отец невесты и ее брат – прусский король Фридрих Вильгельм III, который после свадьбы захотел увидеть Москву. А город еще не восстановился после пожара 1812 года. Надо сказать, многие в Европе тогда считали, что тот пожар – это жертва, которую принесла Россия на алтарь освобождения от антихриста. Этот «наполеоновский подтекст» тоже надо увидеть в романе.

И вот прусский король и его свита захотели увидеть Москву с какой-то выгодной высокой точки. Они поднялись на крышу дома Пашкова. Увидели, что город лежит в руинах после пжара 1812 года. И преклонили колени перед ним.

- Может, и у Булгакова Воланд смотрит на город и что-то переосмысливает?..

- Пускай каждый для себя решит...

- Есть еще одна трактовка финальной сцены. Мол, неспроста Воланд со свитой прощается с Москвой в субботу. Ведь в воскресенье будет воскрешение Христа. И черные силы оставляют Москву для сил света...

Так выглядит часть кухни в "нехорошей квартире" на Большой Садовой, 10. Воссоздано с максимальным приближением к реальности.

Так выглядит часть кухни в "нехорошей квартире" на Большой Садовой, 10. Воссоздано с максимальным приближением к реальности.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

МАСТЕР КАК ДИАГНОЗ ВРЕМЕНИ

- Образ Мастера – почему в какой-то момент на нем появляется шапочка с буквой «М» и что это означает?

- Многие говорят, что «М» - «Мастер» (а мы не знаем его имени) - это альтер-эго Булгакова. Я думаю, что все несколько сложнее. Потому что Мастер в каком-то смысле уже Булгаков. Мастер – творец этой книги, которая оказывается здешнему миру не нужна. Для Булгакова, которого систематически не публиковали, фигура Мастера – это диагноз времени. Цензура. Причем цензура в Советском Союзе была ужасной. Если в дореволюционной России ты мог пойти к цензору и поговорить: что вас не устраивает? Согласовать, поспорить. Некрасов давал взятки цензорам, проигрывая в карты. А в Советском Союзе цензор имел номер. Это было нечто безличное и страшное. Для авторов было непонятно: куда ходить, кому и на кого жаловаться. Потому что если спущено тайное телефонное указание, значит, ты не работаешь.

Это снимок в доме по Большой Садовой, 10. Слева - это не просто кафельная стена печки, как может показаться, а потайная комната, дверь в которую я и открываю. Правее - маленькая скульптура Булгакова, к которой приносят записочки-пожелания.

Это снимок в доме по Большой Садовой, 10. Слева - это не просто кафельная стена печки, как может показаться, а потайная комната, дверь в которую я и открываю. Правее - маленькая скульптура Булгакова, к которой приносят записочки-пожелания.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

- Что может значить фраза Булгакова перед смертью «чтобы знали»?

- Он мог иметь в виду вполне бытовые вещи. Был составлен список людей, которые ему мешали жить. В архиве у Елены Сергеевны был список критиков, журналистов, которые травили. Но вообще раньше даже сборники издавали - «последние слова великих людей. Часто они приписывались. Пускай читатели трактуют их по-своему. Как ту же шапочку. В конце концов она может лысину закрывать.

Ворон из свиты Воланда работы скульптора Рукавишникова пока не нашел места в Москве.

Ворон из свиты Воланда работы скульптора Рукавишникова пока не нашел места в Москве.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ

КАК ДЕНЬГИ НА САМОМ ДЕЛЕ ПРЕВРАТИЛИСЬ В ПШИК

- Возьмем знаменитый сеанс черной магии в варьете. Было такое на самом деле?

- Когда Булгаков приехал в Москву, он жил на Садовом кольце, а неподалеку - там, где сейчас находится здание Тетра Сатиры, - было здание цирка братьев Никитиных. (И нынешний Театр Сатиры – это увеличенный, расстроенный в стороны театра Никитиных.) Это было одно из самых популярных мест в Москве.

И приезжал сюда такой грек Костано Касфикис. У него был трюк – «Фабрика денег». В небольшой аппарат с двумя параллельно вращающимися валиками вкладывались чистые листы бумаги такого же размера, как денежные купюры. Касфикис поворачивал ручку, и из-под валиков вылетали настоящие деньги - влажные, как будто на самом деле только что отпечатанные. Понятно, что несколько настоящий денежных купюр просто заранее специально вкладывались в аппарат.

И однажды этот опыт закончился трагикомически. Два московских нэпмана, всерьез поверив в чудо, захотели купить у Касфикиса его «Фабрику денег». Тот, не моргнув глазом, тут же отпечатал червонец и подарил им. Нэпманы предъявили эту купюру эксперту госбанка. И, убедившись, что деньги настоящие, уплатили обманщику огромную сумму за аппарат.

Касфикис растворился в неизвестном направлении. Потому что его гастроли в Москве были окуплены на несколько лет вперед. А аппарат очень скоро перестал печатать червонцы...

А голову заметили?! Берлиоз, господа. Точнее, что от него осталось. А теперь можете задуматсья о том, что бы это все значило. (Снимок тоже сделан на Большой Садовой, 10.)

А голову заметили?! Берлиоз, господа. Точнее, что от него осталось. А теперь можете задуматсья о том, что бы это все значило. (Снимок тоже сделан на Большой Садовой, 10.)

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

КСТАТИ

ШУТКА ПИСАТЕЛЯ: «ПРИВЕТ ОТ Г. П. УХОВА»

- Принято считать, что у Булгакова и Сталина были удивительные, невидимые миру взаимоотношения. В 1930 году вождь позвонил Булгакову. Много раз посещал его спектакль «Дни Турбиных»...

- Будучи очень умным человеком, Булгаков понимал, что происходит игра в кошки-мышки. Или система кнута и пряника. Писателям дали возможность построить кооперативный дом - там и у Булгакова появляется квартира, последнее его жилье, в Нащокинском переулке. Это был пряник. А кнут - в том, что вот сегодня мы тебя разрешаем, а завтра отодвигаем.

Вокруг Булгакова были стукачи. И он догадывался - кто это. У него есть очерк, который был подписан: Г. П. Ухов. Получается, что автор – Г. П. Ухов - прочтите вслух. (ГПУ - Государственное политическое управление при НКВД РСФСР, выполняла «функции по наблюдению за социалистической законностью». - Ред.) Ядовитый юмор Булгакова работал. Он знал, с кем он живет вокруг. И его опасались за острый язык.