Премия Рунета-2020
Смоленск
+6°
Boom metrics

Москва таинственная: Откуда в метро военного времени - мирный трактор и от чего спасет гермозатвор

Продолжаем открывать московские тайны вместе с Радио «Комсомольская правда» [аудио]
Московское метро активно строилось даже в годы войны!

Московское метро активно строилось даже в годы войны!

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Андреассен:

- Здравствуйте. Мой гость Айрат Багаутдинов, историк инженерии и автор образовательного проекта «Москва глазами инженера». И мы вновь спускаемся в метро, из которого поднялись в прошлую нашу программу, рассказывая вам о нюансах строительства нашего метрополитена. А сегодня хотим посвятить программу теме «Метро во время войны». Сколько человек могли одновременно спуститься и спрятаться там во время бомбежек?

Багаутдинов:

- По моим данным, максимальное количество людей, которые прятались в московском метро в войну, было 10 тысяч человек.

Андреассен:

- Вот смотрим карточки того времени: на «Маяковской», в частности, настилы, на них - белье, люди лежат и сидят, дети... А туалет где?

Багаутдинов:

- А все продумано. В следующий раз призываю радиослушателей обратить внимание: когда поезд чуть-чуть только заходит в тоннель, вот там, слева, будут дверки – это как раз туалеты, и они примыкают к путевому тоннелю.

Андреассен:

- Ими сейчас могут воспользоваться?

Багаутдинов:

- Нет, они только на случай ЧП. Ну а помимо этого москвичам обеспечивали, конечно, условия для сна. Женщины с детьми спали на платформе. Мужчины и взрослые одинокие женщины спали на деревянных поддонах, которые на стройке используются, их стелили прямо на рельсы. Хотя это все кажется несложным – ну что там, поддон сделать или раскладушку… Но, если вы подумаете, что каждый вечер сотрудники метрополитена должны были приготовить места для нескольких тысяч москвич, а потом утром убрать их – поезда же ходили! Поезда ходили каждый день, кроме одного-единственного. Так называемый день московской паники – 16 октября 1941 года. Вот это единственный день, когда метро было остановлено.

"Новокузнецкая" станция была открыта в разгар войны - 20 ноября 1943 года.

"Новокузнецкая" станция была открыта в разгар войны - 20 ноября 1943 года.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Андреассен:

- Что это за день паники?

Багаутдинов:

- Известный эпизод из истории Великой Отечественной, когда целый день не было никаких вестей от руководства нашей страны, и москвичи думали, что, наверное, Сталин сбежал в Самару или куда-то еще - и тоже принялись бежать. Но потом все успокоились, и на следующий день метро снова заработало. Это, конечно, тоже подвиг. Вспомните, где мужчины в годы войны были? Они все воевать отправились. Поэтому в очень ограниченном коллективе, в основном женском, метрополитен все-таки вытягивал эту огромную нагрузку. И не только метрополитен, но и Метрострой.

Андреассен:

- Женщины и работали в тылу, и еще рожали, да. Вот сколько детей за время войны в метро родилось?

Багаутдинов:

- Разные есть данные, но более 200 детей родилось на станциях в дни этих бомбежек. Прятались не только ночью, а в том числе и днем. Иногда ведь на Москву совершалось по 2-3 авианалета за день.

Андреассен:

- Тем не менее 15 октября 1941 года якобы Лазарь Каганович приказал закрыть метро для того, чтобы его уничтожить.

На "Новокузнецкой" надо найти минуту - постоять и вдуматься: ты находишься внутри памятника героям.

На "Новокузнецкой" надо найти минуту - постоять и вдуматься: ты находишься внутри памятника героям.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Багаутдинов:

- Это не до конца ясная история. Вроде бы действительно были заложены снаряды.

Андреассен:

- Зачем?

Багаудтинов:

- Чтобы метро не досталось нацистам, если они войдут в Москву. Под очень многими стратегически важными объектами были снаряды установлены. Но, слава Богу, до этого дело не дошло, приказа отдано не было и был спасен наш инфраструктурный важный объект. И эта красота.

Андреассен:

- Знаете, я была потрясена еще и тем, что, оказывается, во время войны продолжали не только поезда ходить, а еще и строились новые станции!

Багаутдинов:

- Действительно, это было важным идеологическим шагом – показать людям, что, несмотря на все тяготы войны, у нас все хорошо, и Метрострой продолжает работать. Мало того, провели же линию Замоскворецкую на юг. Это довольно сложный участок – под Москвой-рекой – я думаю, всем понятно, что под рекой нелегко строить метро. Тем не менее, сделали. Не обошлось без своих ограничений. Например, вспоминайте, как вы попадаете с Павелецкого вокзала на станцию метро «Павелецкая»-радиальная. Сначала у вас такой маленький вестибюль с толстыми пилонами, отделанными мрамором, а потом вы из него выходите - и попадаете в уже широкое пространство. Почему как будто бы две разные станции соединились на одной? А потому, что в годы войны построили только вот этот маленький вестибюль, а дальше из него надо было идти направо и налево в путевые тоннели. Никакого гигантского центрального зала не было. Его достраивали уже после войны. А самый известный след войны в метро – это знаменитые мозаики на станции метро «Новокузнецкая», которые являются просто памятником героизму во время Великой Отечественной войны.

Сохранившуюся с войны подпись "Слава героическим защитникам Сталинграда" менять не стали, хотя в угоду времени портреты Сталина из метро убрали...

Сохранившуюся с войны подпись "Слава героическим защитникам Сталинграда" менять не стали, хотя в угоду времени портреты Сталина из метро убрали...

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Андреассен:

- Да. Ну, может быть, вспомним самые известные сюжеты?

Багаутдинов:

- Как и на станции «Маяковская», мозаики выполнены по эскизам Александра Дейнеки в мастерской знаменитого петербургского мозаичиста Фролова. Изображают они картины мирной жизни. Потому что заказаны были еще до войны. Там где-то трактор делают, где-то стройка идет, где-то самолеты летают.

Сюжеты мозаик для "Новокузнецкой" были заказаны еще до войны. Поэтому в 1943 году на этой, например, появляется не танк, а мирный трактор, который вот-вот отдадут людям на благо сельского хозяйства...

Сюжеты мозаик для "Новокузнецкой" были заказаны еще до войны. Поэтому в 1943 году на этой, например, появляется не танк, а мирный трактор, который вот-вот отдадут людям на благо сельского хозяйства...

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Но как эти мирные мозаики готовились? Их делал Фролов уже в блокадном Ленинграде, когда у него либо ушли на войну, либо умерли от голода практически все его сотрудники. И он сам - ослабевший пожилой мужчина… Стекла были выбиты у него от авианалетов, от взрывной волны. То есть, темно, холодно, а вот он делал эти мозаики… Когда мы говорим про героизм в искусстве, мы обычно вспоминаем какие-нибудь античные времена, эпоху Возрождения, а оказывается - вот, пожалуйста, был в том числе и в советском искусстве такой героизм. А потом, уже после смерти Фролова – то есть, это была его лебединая песня, он умер, заканчивая эти мозаики – в блокаду, по знаменитой Дороге жизни, переправили его работы на Большую землю и отправили в Москву. Когда будете на «Новокузнецкой» - вспомните, что это такая станция, где бежать нельзя, где надо подойти к этой доске памяти Фролова и отдать дань уважения этому замечательному человеку, ну и в целом подвигу метростроевцев.

Стройка - еще один мирный сюжет на "Новокузнецкой". До конца войны и тех самых мирных строек - чуть меньше двух лет.

Стройка - еще один мирный сюжет на "Новокузнецкой". До конца войны и тех самых мирных строек - чуть меньше двух лет.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Андреассен:

- «Новокузнецкая», «Павелецкая», «Автозаводская», «Электрозаводская», «Бауманская» - если не ошибаюсь, это все вот во время войны построено?

Багаутдинов:

- Абсолютно. На них, кстати, таблички установлены мемориальные – даже не таблички, а обычно мраморные такие инкрустации целые, с буквами, что эта станция построена в годы войны. Кроме того, вспомните, какие там темы. Вот «Бауманская» первоначально называлась «Спартаковская» и должна была быть посвящена древним римлянам – а в итоге там появились темы, связанные с героями Великой Отечественной. То есть, на ходу меняли проекты, чтобы создать подземные памятники солдатам и труженикам.

Андреассен:

- Гермозатворы тоже показываете на экскурсиях?

Багаутдинов:

- Да, спасибо, что вспомнили. Действительно, самая, пожалуй, наглядная память о том, что метро не только использовалось как бомбоубежище, это так называемые гермозатворы. Вот когда вы заходите на любую станцию, вы видите металлические щиты. Либо на земле лежат, либо по стенам идут, либо сверху, над вами. Эти металлические щиты скрывают огромные двери, которые могут закрываться. И, как видно из названия, раз они гермозатворы, значит, они герметично закрывают станцию, перекрывая к ней доступ воды, радиоактивного какого-то воздействия или химического оружия. Они могут спасать станцию и от наводнения. Наводнения у нас не бывает над землей, но бывает, что прорвет плывун во время строительства очередной станции, и тогда быстренько гермозатвор закроют - и этот плывун не ворвется на станцию.

По бокам перед эскалатором - гермозатворы. Они напоминают, что метро использовалось как бомбоубежище.

По бокам перед эскалатором - гермозатворы. Они напоминают, что метро использовалось как бомбоубежище.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Андреассен:

- Вы прямо в метро проводите экскурсии?

Багаутдинов:

- Да, прямо в метро, по станциям первой очереди, о которой мы вспоминали в прошлой передаче, потому что там много очень историй. Ну и показываем, в том числе, все эти инженерные секретики, типа того же гермозатвора.

Андреассен:

- Время экскурсий, которые вам могут быть удобны, вы можете выбрать на сайте образовательного проекта «Москва глазами инженера». Не сидите дома, изучайте наш город.