Премия Рунета-2020
Смоленск
+12°
Boom metrics
Звезды15 января 2013 13:30

Смоляне сняли фильм о партизанах

Исторический театр «Порубежье» провел закрытый показ картины «Последний отряд» [фото+видео]
Ирина РОМАНОВА
Так в Смоленске снимали фильм "Последний отряд".

Так в Смоленске снимали фильм "Последний отряд".

О том, что участники смоленского исторического театра «Порубежье» умеют приятно удивлять публику, знают, пожалуй, все. В своих спектаклях ребята легко раскрывают секреты жития-бытия рыцарей Средних веков, галантность (а порой и несносность) кавалеров и дам XVIII века, героизм тех, кто в 1941-ом или 1943-ем сражался за Родину. Но в минувшее воскресенье порубежцы удивили воистину питероджексоновским размахом, представив двух с половиной часовую картину «Последний отряд».

После просмотра фильма о противостоянии самоотверженных смоленских партизан и хитроумной ягдкоманды стало ясно, что будь у «Порубежья» финансовые возможности Стивена Спилберга, команда Питера Джексона и технические наработки Джеймса Кэмерона, то смоленский «Последний отряд» заткнул бы за пояс даже шедевры Голливуда. Два с лишним часа пролетают, без преувеличения, на одном дыхании. А когда Аксель и Бригитта начинают строить козни партизанам, хочется по-детски заорать «нашим»: «Нет! Не туда! Там ловушка! Осторожно!»

Впрочем, оставим спойлеры* на потом и сугубо для друзей. «Последний отряд» стоит того, чтобы потратить на фильм некоторое время. Несмотря на то, что картина любительская (её авторы и не отрицают этого факта), даже строгие сотрудники музея не смогли придраться ни к сюжету, ни к деталям.

Первые зрители киноленту оценили положительно.

Первые зрители киноленту оценили положительно.

Фото: Ирина РОМАНОВА

- Что касается жизни и быта партизан, придраться к чему-либо просто невозможно, - призналась заведующая музеем «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны» Людмила Макаренкова, побывавшая на закрытом показе. – И очень хорошо, что в фильме ребята показали сильного врага, опасного и коварного. Что мы не просто воевали, а воевали с сильным противником. Сразу становится понятно, какой ценой далась советскому народу Победа.

Уже после показа нам удалось поговорить с руководителем исторического театра «Порубежье» Александром Целуевым и узнать о съемочной «кухне» чуть подробнее.

Партизанское кино –это просто. Относительно просто

- Александр, скажу честно, что пребываю в изумлении. Два с половиной часа пролетели незаметно. Я даже не пыталась смотреть на часы во время просмотра…

- Вот это для меня самое главное. Когда Алексей (Алексей Полосин – оператор-монтажер, он же исполнитель роли руководителя «антипартизанского отряда» Акселя – прим. редакции) монтировал, он меня звал только на готовый эпизод, я как-то особо в его творческий процесс не вмешивался. Сценарный план был, Алексей по нему и гнал. А тут как-то звонит по телефону и спрашивает: «Тебя испугать?» Ну, думаю, что-то с компьютером. «Испугай!» - говорю. А он: «Два с половиной часа получилось!» Два с половиной часа?! Как? Я, разумеется, рассчитывал, что он будет долгим, ну, полтора часа, но два с половиной?!...

- И тем не менее смотрится картина отлично, несмотря на то, что фильм любительский.

- А мы и не претендуем на профессионализм. Мы не мэтры киноискусства. «Последний отряд», действительно, любительское кино. Мы даже в самом начале написали, что не претендуем на историческую достоверность. Но мне как создателю фильма за него не стыдно. Что могли по максимуму - мы сделали. Придираться тут можно ко многому. Но я, честно говоря, критику буду выслушивать от того, кто сам сделает лучше, чем мы. Снимите фильм с теми же средствами, тогда я признаю вашу правоту.

- Как родился сценарий фильма?

- Все началось два года назад, когда закончились съемки нашего предыдущего фильма «Посреди войны». Картина была смонтирована и просмотрена на дому (у нас тогда не было большого экрана), и… вдруг мы осознали, что нам мало. Ну, не наигрались еще.

«Посреди войны» - достаточно простая, камерная история с небольшим количеством человек. Хотелось больше приключений, больше интриг, больше боев, причем, таких широкомасштабных боев. Поэтому сразу же после одного фильма мы засели за сценарий к другому. Два года ушло на то, чтобы морально и физически подготовится к съемкам.

На съемках картины «Последний отряд».

На съемках картины «Последний отряд».

- Почему именно фильм о партизанах?

- Потому что партизанское кино дает широкие возможности для фантазии. Было много отрядов, много различных ситуаций. Но главный плюс: нет надобности привлекать массы войск, танков. Можно обойтись и малой кровью. Главное было придумать идею.

В прошлом фильме сюжет, в чем-то отталкивался от «Острова сокровищ». Он крутился вокруг ценностей, похищенных фашистами. А над «Последним отрядом» пришлось поломать голову. В итоге остановились на простейшей идее - борьбе партизан с очень опасным противником.

Когда я читал документы, связанные с действиями, проводимыми немецкими «охотниками за партизанами», закрадывалось серьезное уважение к противнику. Действительно, надо быть профи своего дела, чтобы прийти в чужую страну и в малознакомых условиях, на вражеской территории, эффективно бороться с партизанами. Поэтому мне, как режиссеру и сценаристу, захотелось показать такую ягдкоманду.** Но мы также заложили в фильм и мысль о том, что какими бы профи не были немцы, партизаны всё равно их могут переиграть.

Какими бы профи не были немцы, партизаны всё равно победят!

Какими бы профи не были немцы, партизаны всё равно победят!

Фото: Ирина РОМАНОВА

«Порубежье» - театр гордый

- Кто помогал финансово?

- Никто. «Порубежье» - коллектив достаточно амбициозный и гордый. Мы ни у кого никогда ничего не берем. Да, мы иногда выступаем, и правомерно получить за это выступление какой-то гонорар, к слову сказать, очень небольшой. Например, наш обычный заработок на достаточно серьезном показательном выступлении равен цене одного макета винтовки. Можете представить, сколько приходится работать, чтобы реализовать один такой кинопроект.

Нефтяных магнатов, директоров крупных предприятий в нашем коллективе нету, большая часть живет за чертой бедности. Что можно купить на зарплату разнорабочего? Или же научного сотрудника?… Только личные средства людей, вложенные в это дело, они и позволили снять фильм.

- Что оказалось самым сложным во время съёмочного процесса?

- Самым сложным оказалось найти одежду для наших партизанок. Военную форму времён Великой Отечественной войны сейчас достать не проблема. Она продается, она доступна. А вот подобрать женский костюм – задача наисложнейшая. Далеко не все хранят старые бабушкины вещи. Приходилось что-то шить, что-то покупать с рук на базаре. Многие продавцы были в шоке: «А зачем вам столько?» На что мы отвечали: « А вот, кино снимаем».

Подобрать женский костюм – задача наисложнейшая. Что-то шили, что-то покупали у бабушек на базаре.

Подобрать женский костюм – задача наисложнейшая. Что-то шили, что-то покупали у бабушек на базаре.

- «Порубежье» коллектив не столь большой. Где и как вы набирали массовку?

- У нас есть друзья-знакомые, добровольцы. Фактически все они откликнулись на предложение сниматься в кино. Привлекали и местное население. Например, лесник просто пришел пофотографировать, как снимается фильм, на что ему, собственно, и намекнули, а что ты в стороне от всеобщего веселья? Вот тебе шинель, шапка, оружие, становись в строй! И человек в этом фильме сыграл. Так и набрали около 60 человек.

А некоторые массовые сцены снимались методом переодевания. Для съемочной группы не секрет, что Антон Швецов, который сыграл командира партизанского отряда Ежова, он снимался буквально во всех сценах с немцами. Кое-где он переодевался в немецкую форму, а кое-где - в других партизан. И лейтенанту Никитину, и моему герою Федору тоже пришлось побегать самим за собой. Мало того, есть эпизоды, которые при монтаже позволяют человеку самого себя убить. Например, немецкий минометчик, стрелявший по Ежову - это всё тот же Антон Швецов.

- Главные отрицательные герои остались в живых. Значит ли это, что продолжение фильма не за горами?

- Сложно сказать. На этом фильме мы исчерпали практически все наличные ресурсы. Сейчас пока ничего в запасе не осталось. Да и народ за эту тяжелую осень устал. Окончание съемок для меня и оператора было уже желанным.

Нам пока что не до фильмов. Как киностудия мы обязательно продолжим деятельность, но для этого необходимо заработать деньги. Но планы на будущее есть. Хотим снять фильм-сказку в реалиях VХII века.

А Аксель и Бригитта остались в живых, потому что… это продиктовано моим своеобразным суеверием, как сценариста. Не хотелось убивать тех, кто очень близок. К тому же зритель очень часто свыкается с отрицательными персонажами, а уж если противник сильный, то после его смерти у многих возникает внутренний протест: «Они были так сильны, и вдруг их убили. Не логично!».

Герои отрицательные – шок положительный

Когда видишь на экране главных злодеев фильма, то невольно начинаешь недоумевать. Супруги Полосины Елена и Алексей во многих постановках играли исключительно положительных персонажей. А тут – на тебе! Алексей, помимо операторской работы, создал образ надменного, но весьма проницательного руководителя «охотников за партизанами» Акселя Вайнера, а Елена примерила на себя роль главной помощницы Акселя – Бригитты, эдакой немецкой Миледи, которая ловко водит за нос советских разведчиков.

Кадр из фильма. Аксель и Бригитта - супруги Алексей и Елена Полосины.

Кадр из фильма. Аксель и Бригитта - супруги Алексей и Елена Полосины.

Фото: Ирина РОМАНОВА

- Очень неожиданно видеть вас в ролях отрицательных. Как так получилось, что вам достались Аксель и Бригитта?

Елена Полосина: Алексей всегда канючил: «Ну, дайте, дайте отрицательного сыграть!» А мы: «Ну куда тебе с твоей положительной мордой отрицательных героев играть?»

Алексей Полосин: Но я все-таки дорвался. Специально ради роли постригся, так бы никогда с длинными волосами не расстался. Но иногда надо чем-то жертвовать.

- Легко было перевоплощаться в злодеев?

Алексей Полосин: Довольно легко. Я читал сценарий и представлял себе, что за человек Аксель, как он вот тут поступит, что сделает тут. Никакого напряжения не было.

Елена Полосина: Мне было чуть сложнее. Потому что Бригитта на время перевоплощается в командира партизанского отряда. Она играет эту роль. Получается роль в роли. Надо изобразить двух разных персонажей, но чтобы при этом они кардинально не отличались друг от друга. А так… Я же по жизни стерва! (смеется). Поэтому я не врала, когда говорила Алёне (одна из сцен фильма, когда Бригитта разговаривает с русской разведчицей – прим. редакции), что я - стерва. Это Лёша у нас добряк, вот он, да, шокировал всех.

Съемки «Последнего отряда» велись с сентября по декабрь 2012. В кадре Бригитта (Елена Полосина).

Съемки «Последнего отряда» велись с сентября по декабрь 2012. В кадре Бригитта (Елена Полосина).

- Откуда такие имена - Аксель и Бригитта? Неужели дань вашему любимому аниме?

Елена Полосина: Это дань первому фильму, первой нашей пробе в этом деле. Картина была про Средние века, а наших героев звали Аксель и Бригитта. Они были дико положительные…

Алексей Полосин: Аж противно! Поэтому мы решили слегка приколоться и сделать их отрицательными. Но аниме… Наверное, что-то взял оттуда. Персонаж получился такой высокомерный, опереточный, я бы сказал.

- Были какие-то забавные случаи во время съемок?

Елена Полосина: Масса! Например, лежат ребята падают, мол, убиты, а к ним тут же подскакивают собаки, начинают играть, лизать. Кто-то однажды из съемочной группы в шутку закричал: «Волки! Волки!»

Алексей Полосин: А один раз Ёжик задымился. То есть капитан партизанского отряда Ежов. Произвели взрыв, и сухая трава попала ему на… кхм… пятую точку. Так он бежал, дымился. Пришлось срочно тушить, а потом продолжать снимать.

- Алексей, вы единственный, кто избежал участи переодевания то в партизана, то в фашиста. Но зато на вас была вся операторская и монтажная работа, а также спецэффекты. Сложно было совмещать операторскую работу и работу в кадре?

Алексей Полосин: Да я уже привык (смеется). Когда я в кадре был, то снимал Александр, а все остальные сцены снимал я. Хотя честно скажу, оператором быть легче. Снимай себе и снимай. Лишь бы потом не побили за то, что снял (смеется).

Елена Полосина: Ему и Александру было труднее всех. Они все 10-12 часов были на ногах. У актеров есть время на перекус, минут двадцать, а у них и этого не было. Снимали запоем, очень боялись, что снег выпадет.

P.S. Широкому кругу зрителей фильм «Последний отряд» будет представлен 23 февраля. В этот день пройдет несколько показов картины в музее «Смоленск – щит России» (башня Громовая).

Широкой аудитории фильм покажут 23 февраля.

Широкой аудитории фильм покажут 23 февраля.

Фото: Ирина РОМАНОВА

Также за умеренную плату будут устраиваться показы «по заказу» туристических групп или школ. Для этого достаточно будет позвонить в музей и оставить заявку.

КСТАТИ

- Съемки «Последнего отряда» велись в течение 4 месяцев – с сентября по декабрь 2012 года (включая также монтаж).

- Взрывы обеспечивал пиротехник Дмитрий Самохвалов, известный смолянам, как организатор фестиваля фейерверков «Смоленский звездопад».

- Съемка велась в Реадовском парке, в Красном бору (как раз на месте дислоцирования штаба группы армий «Центр», рядом со знаменитым бункером) и на территории Краснинского района.

______________

*Спойлеры – информация, которая преждевременно раскрывает всю суть фильма, книги или игры и таким образом портит всё впечатление смотрящему, читающему или играющему.

**Ягдкоманда – специальные «охотничьи команды», цель которых выследить и устранить любой партизанский отряд. Действовали скрытно и бесшумно, стараясь по возможности избегать контактов с местным населением.