Премия Рунета-2020
Смоленск
+11°
Boom metrics
Звезды28 июля 2013 13:55

Настоящие вещи. Часть 9. Не девятый вал

В День военно-морского флота мы рассказываем о шедевре Ивана Айвазовского, хранящемся в смоленской галерее. Из не портового и не морского Смоленска, в День ВМФ, с любовью
Источник:kp.ru
Из не портового и не морского Смоленска, в День ВМФ, с любовью

Из не портового и не морского Смоленска, в День ВМФ, с любовью

Море никогда не шептало здесь свою нежную песенку. И даже Днепр легко преодолевается птицами во всех направлениях и не судоходен аж с 56-го. Однако именно в смоленской художественной галерее каждый желающий может лицезреть уникальную картину известного мариниста Ивана Айвазовского «Де…» … - хм, нет конечно же – «Зимний обоз в пути».

Работа «Зимний обоз в пути» отличается от других его произведений не только редкой для Айвазовского темой, но и яркой жанровой направленностью. Картина входила в серию, символизирующую богатства России и представленную в пейзажах четырех времен года: «Караван золота» (минеральные богатства), «Нивы Малороссии» (земледелие), «Степи Новороссии с чумаками» (скотоводство) и «Крым с его садами» (богатство природы).

Выражение "Талантливый человек талантлив во всем" относится и к Айвазовскому. Суша удавалась ему не хуже, чем море

Выражение "Талантливый человек талантлив во всем" относится и к Айвазовскому. Суша удавалась ему не хуже, чем море

В 1857 году эти произведения были показаны на Всемирной выставке в Париже. Результатом признания таланта живописца стало награждение Айвазовского французским орденом Почетного легиона. «Зимний обоз в пути» («Караван золота») – единственная из произведений серии, местонахождение которой известно, а также одна из немногих работ художника, посвященных русскому северу. Необходимо отметить, что национальная тема только начинала завоевывать достойное место в отечественном пейзаже, поэтому «Зимний обоз в пути», несмотря на академическую манеру исполнения, можно считать новаторским произведением, в котором мастеру удалось донести до современников и потомков поэзию неброской на первый взгляд красоты северного уголка России.

На полотне Айвазовского мы видим медленно выплывающий из голубовато-сиреневой дымки тумана обоз. Ощущение неспешности движения усиливают склоненные головы лошадей, неподвижные фигуры в центре картины, поднятый шест колодезя. Мороз так силен, что, кажется, что неподвижен сам воздух, застывший мягкими клубами. Необыкновенно написана замерзшая вода у колодца. Но жизнь не застыла, бежит время, мы видим, как протянулись синие тени от деревьев, домика, колодца. Композиция картины построена по диагонали, это еще больше увеличивает и так огромное пространство изображения, напоённое искристым от изморози воздухом. Интересна цветовая гамма, оригинальна композиция пейзажа. Особенно живописна – прозрачная зеленоватость замёрзшей воды. В белом - тончайшие оттенки голубого, жемчужного, розоватого… Колкость инея на деревьях можно ощутить физически. Гениально связаны воедино: пространство и форма.

«Зимний обоз» у Айвазовского интересно еще и тем, что оно поступило в музей из собрания М.К.Тенишевой (в 1920 году из филиала Московского археологического института в Смоленске).

«Зимний обоз в пути» свидетельствует в пользу утверждения, что её автора нельзя рассматривать только как великого мариниста. Писал ли Айвазовский море, степь, или что-то другое, во всём – он поэт стихии простора.СПРАВКА КПИван Константинович Айвазовский (1817 – 1900)И. К. Айвазовский родился в семье разорившегося коммерсанта, армянина по национальности. Детство его прошло в бедности, но одаренность мальчика была замечена, ему помогали. Кое-чему он научился у местного архитектора, потом в симферопольской гимназии, где показал такие успехи в рисовании, что влиятельные лица в 1833 г. посодействовали его поступлению в Академию художеств. Учился он у пейзажиста М. Н. Воробьева, но собственные интересы определились не сразу. Решающую роль сыграл приезд в Петербург француза Ф. Таннера, художника, владевшего приемами изображения воды. В начале 1836 г. Таннер взял юношу себе в помощники и обучил этим приемам. Уже осенью того же года Айвазовский представил на академическую выставку 5 морских пейзажей. Картины были высоко оценены, появились отклики в газетах. В 1837 г. за две новые работы ("Штиль на Финском заливе" и "Большой рейд в Кронштадте") он получил большую золотую медаль и звание художника. Весной 1838 г. Айвазовский вернулся в Феодосию, где устроил себе мастерскую и начал работать. Набираясь опыта, писал тогда главным образом с натуры, а в мастерской лишь заканчивал начатое.После 1846 года с натуры он больше не писал, полагаясь на редкостную зрительную память и на приемы, которые усвоил когда-то и с тех пор усовершенствовал, доведя до известного автоматизма. Художник мог исполнить большую картину за несколько часов, что и делал не раз, щеголяя своим умением перед изумленными зрителями.Наследие Айвазовского - целая изобразительная энциклопедия моря, запечатленного в разнообразнейших состояниях. При жизни Айвазовского состоялось более 120 выставок его картин не только в России, но и во многих странах. В 1847 г. художник был удостоен звания профессора Академии художеств, с 1887 г. стал почетным членом Петербургской Академии художеств. Он был также членом Штутгартской, Флорентийской, Римской и Амстердамской академий. Огромный успех, сопутствовавший ему чуть ли не с самого начала деятельности, надолго пережил его - Айвазовский и по сей день остается популярнейшим и любимейшим многими художником.

«Зимний обоз в пути» свидетельствует в пользу утверждения, что её автора нельзя рассматривать только как великого мариниста. Писал ли Айвазовский море, степь, или что-то другое, во всём – он поэт стихии простора.

СПРАВКА КП

Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900)

И. К. Айвазовский родился в семье разорившегося коммерсанта, армянина по национальности. Детство его прошло в бедности, но одаренность мальчика была замечена, ему помогали. Кое-чему он научился у местного архитектора, потом в симферопольской гимназии, где показал такие успехи в рисовании, что влиятельные лица в 1833 г. посодействовали его поступлению в Академию художеств. Учился он у пейзажиста М. Н. Воробьева, но собственные интересы определились не сразу. Решающую роль сыграл приезд в Петербург француза Ф. Таннера, художника, владевшего приемами изображения воды. В начале 1836 г. Таннер взял юношу себе в помощники и обучил этим приемам. Уже осенью того же года Айвазовский представил на академическую выставку 5 морских пейзажей. Картины были высоко оценены, появились отклики в газетах. В 1837 г. за две новые работы ("Штиль на Финском заливе" и "Большой рейд в Кронштадте") он получил большую золотую медаль и звание художника. Весной 1838 г. Айвазовский вернулся в Феодосию, где устроил себе мастерскую и начал работать. Набираясь опыта, писал тогда главным образом с натуры, а в мастерской лишь заканчивал начатое.

После 1846 года с натуры он больше не писал, полагаясь на редкостную зрительную память и на приемы, которые усвоил когда-то и с тех пор усовершенствовал, доведя до известного автоматизма. Художник мог исполнить большую картину за несколько часов, что и делал не раз, щеголяя своим умением перед изумленными зрителями.

Наследие Айвазовского - целая изобразительная энциклопедия моря, запечатленного в разнообразнейших состояниях. При жизни Айвазовского состоялось более 120 выставок его картин не только в России, но и во многих странах. В 1847 г. художник был удостоен звания профессора Академии художеств, с 1887 г. стал почетным членом Петербургской Академии художеств. Он был также членом Штутгартской, Флорентийской, Римской и Амстердамской академий. Огромный успех, сопутствовавший ему чуть ли не с самого начала деятельности, надолго пережил его - Айвазовский и по сей день остается популярнейшим и любимейшим многими художником.

Каждая из публикаций, выходящих еженедельно по средам в рубрике «Настоящие вещи», рассказывает об одном из экспонатов смоленской Художественной галереи. День недели в данном случае выбран неслучайно. Если материал заинтересует, можно не откладывая в долгий ящик отправиться в музей уже в четверг. И отпрашиваться с работы для этого не нужно: по четвергам специально для вас галерея работает до семи часов вечера. Познакомится с предыдущими публикациями рубрики «Настоящие вещи» можно в специальном разделе на сайте.

Помощь в создании материала оказали сотрудники Смоленского государственного музея-заповедника.

Художественная галерея

Адрес: ул. Коммунистическая, 4

Тел.: (4812) 38-06-95 (касса); 38-74-41, 8-910-113-26-98 (экскурсоводы).