Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Экономика5 декабря 2013 22:00

Спасти казну - сэкономить на бюрократах

Минфин хочет сократить расходы на управленцев
Чиновничий аппарат готов держаться за портфели руками и ногами.

Чиновничий аппарат готов держаться за портфели руками и ногами.

Фото: ТАСС

Минфин бьет тревогу: несмотря на все попытки правительства урезать число чиновников, бюрократы размножаются, как комары в болоте. Ведомство намерено объявить «крестовый поход» против столоначальников. А заодно - против всех, кто из бюджета кормится. Но вот что тревожно: речь не только о чиновниках, но и о пресловутых врачах-учителях. «КП» решила разобраться, не выйдет ли так, что чиновники не пострадают, а вот соцработников поувольняют?

ВРЕМЯ ЗАТЯГИВАТЬ ПОЯСА

Как заявил на недавнем заседании Госсовета министр финансов Антон Силуанов, по числу занятых в бюджетном секторе на 1 тысячу граждан Россия опережает развитые страны в 1,4 раза, а среднемировые показатели - в 2,5 раза. Только чиновников за последние пять лет стало больше на 100 тыс. человек. За десять лет расходы бюджета на содержание тех, кто получает зарплату непосредственно из казны, выросли в 2,5 раза.

- Но мы больше не можем такими темпами наращивать расходы, - заявил министр.

В самом деле. Бюджет на несколько лет вперед сверстан с дефицитом. Самое время подумать об экономии.

Поговорим сначала о чиновниках. В России на тысячу человек экономически активного населения приходится 21,7 чиновника. Еще в 1990-е годы власти принялись декларировать: сократим число бюрократов! Но вот парадокс: с тех пор количество чиновников лишь выросло (см. «Справку «КП»).

Иные обычно пожимают плечами: а что вы хотели, демократия! Она требует больше управленческих кадров, чем «жесткие», командные режимы. В каждом райцентре парламент устроили! Но на самом деле демократия ни при чем. В законодательной власти - в 40 раз меньше человек, чем в исполнительной.

- Россия управляется через исполнительную вертикаль, ручным способом. Роль парламентов - декоративна и второстепенна, - говорит социолог Павел Пряников. - Поэтому, когда власть сталкивается с тем, что ее решения не выполняются, она наращивает исполнительный аппарат. Бюрократы, контролеры за контролерами...

Видимо, чтобы срезать количество управленцев, нужно серьезно поменять политическую систему, резюмирует Пряников. Отдать больше полномочий депутатам разных уровней. А бюрократов загнать в жесткие рамки. Дать им право лишь претворять в жизнь то, что депутаты задумали. Но ведь такой реформы не предвидится. Значит, ничего у Минфина не получится? Но Минфин так не думает.

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Минфин предлагает изящное решение. Раз все предыдущие попытки секвестра бюрократов провалились, пусть на этот раз их число фактически останется прежним. А на бумаге - сократится вдвое.

Сейчас, если ты работаешь в министерстве, ты госслужащий. Уборщиц и поваров это, конечно, не касается, но коли у тебя есть стол и телефон, ты - на госслужбе. Силуанов считает, что статус госслужащего должны иметь только те, кто принимает решения. То есть министры, их замы, главы департаментов, руководители отделов. А остальные - всякого рода консультанты и советники - станут «просто сотрудниками». Но что это даст? Ведь понятно: если консультант работает в министерстве, платить ему будет бюджет, вне зависимости от того, что напишут в его трудовой книжке.

На самом деле предложения Минфина не столь радикальны, как об этом министр рассказывал, поясняет директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов, к масштабной административной реформе власть не готова.

- Хотят вывести из числа бюджетников обслугу - медиков ведомственных поликлиник, системных администраторов, секретарш, - говорит Климанов.

Бюджет хорошо на этом сэкономит, следует из исследования, подготовленного в Высшей школе экономики. Именно на это исследование опирается Минфин. Ведь статус госслужащего, помимо зарплаты, предусматривает массу льгот. Нет статуса - нет и льгот. Но Климанова выкладки Вышки не убедили, «больше потратим на реформу, чем получим от нее результата», считает он.

ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ НАЧАЛЬНИКА

Другое решение предлагает премьер Дмитрий Медведев. Он считает, что нужно передавать функции федеральных чиновников вниз, на местный уровень. А тех, кто в результате этого функцию утратил, - сокращать.

У нас ведь часто как? Вот областной центр. В нем - представители федеральной власти. И рядом с ними - чиновники местной власти, областной. Те и другие занимаются одним и тем же.

Этнер Егоров, руководитель Агентства территориального развития Чувашии, приводит примеры регионального абсурда:

- В нашей республике на 22 органа республиканской власти - 25 федеральных органов. Причем федералы, получив сигнал (претензию, просьбу, запрос) от бизнесмена или рядового гражданина, просто переадресуют его местным властям. Все!

Зато федералы имеют право проводить собственные проверки. Причем делают это с особым пристрастием.

- У бизнесменов, которые отчитываются то перед федералами, то перед местными, рябит в глазах, - говорит Егоров. - Месяца не проходит, чтобы к тебе не заявилась комиссия.

Безусловно, картина фантасмагорическая. И проредить ряды федеральных чиновников на местах не помешает. Только вот беда: это уже делали. В результате местные чиновники заявляли: работы прибавилось, хотим нарастить штат! С 2000 года число региональных чинуш выросло вдвое, темп роста быстрее, чем на федеральном уровне. Если 13 лет назад на тысячу работников приходилось 18 бюрократов областного и районного разлива, теперь - уже 24. Так что кресла чиновников - как рукописи, не горят.

РЫБЫ ПРОТИВ ВОДЫ

К «закону сохранения чиновника» можно добавить еще один: «власть всегда будет кормить себя в первую очередь».

В самом деле, только за первое полугодие 2013 года зарплаты федеральных чиновников выросли аж на 19,9%. Средняя ставка, за которую бюрократ трудится не покладая рук, - 69,4 тыс. руб. Это в два с лишним раза выше, чем средняя зарплата по стране.

Корень зла в том, что за сокращение чиновников берутся сами чиновники, говорит директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. А они не дураки самих себя обижать!

- Пресечь «размножение» бюрократов могут только люди со стороны. И для начала - устроить аудит их деятельности, то есть применить к чиновникам те же оценки эффективности их работы, какие существуют для бизнесменов.

Но кто эти «люди со стороны», вздыхает эксперт, пресловутые «общественники»? Да, «на лавочке» любой с радостью посудачит о том, что «бюрократы нас достали», но и только. Вся наша «гражданская активность» в том, чтобы сидеть в интернет-форумах да друг с другом ругаться. Ну а раз некому чиновника прищучить, он сам себя прищучивает. С предсказуемым результатом.

ЗУБОДРОБИТЕЛЬНАЯ РЕФОРМА

Но хватит о чиновниках. Минфин ведь собирается сократить не только (и не столько?) их, сколько бюджетников. А это - врачи и учителя.

Силуанов привел пример: в Тамбовской области на тысячу жителей приходится 39 работников образования, здравоохранения, культуры, в Амурской - 67. В Новгородской области на одного учителя - всего 13 учеников, а в Псковской - даже 9. То есть, по мнению министра, учителей и врачей «слишком много». Значит, надо сокращать!

Да это уже и происходит. Еще при Алексее Кудрине была разработана программа оптимизации бюджетных расходов. В отличие от попыток сократить чиновников она медленно, но успешно реализуется. Скажем, объединяют детские садики, школы, поликлиники.

Просто взять и уйти из социальной сферы государство не может, объясняет директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев, ведь в Конституции записано, что Россия - государство социальное. Но есть хитрость, которой власти и воспользуются. Малую часть услуг здравоохранения и образования оставят бесплатными. Остальное - за деньги. Что, собственно, уже случилось в стоматологии. Поставить пломбу бесплатно можно, а коронку - уже нет. Чиновники оправдываются: это все только ради эффективности! На смену бюджетной медицине приходит страховая. А она лучше!

- Но количество «страховых» денег критически зависит от ситуации в экономике: фонды формируются за счет отчислений работодателей, - напоминает Николаев. - Случись кризис, граждане останутся и без бюджетных услуг, и без страховок.

ВОТ ТАКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Впрочем, сам министр финансов, обвини его в том, что он за счет образования и здравоохранения экономить собрался, с этим никогда не согласится. Нужно просто навести порядок, говорят в Минфине. Если один учитель учит десятерых ребят - это неэффективно. Если здоровый лоб трудится за «серую» зарплату, не отчисляя ничего в страховые фонды, но исправно ходит в местную поликлинику - это грабеж государства.

- Среди граждан, получающих различные виды социальных пособий, менее половины относятся к категории нуждающихся, - заявил Силуанов.

Интересную запись оставил у себя в блоге Дмитрий Песков, один из руководителей Агентства стратегических инициатив:

- Допускаю, что уже в следующем году вы не сможете получить бесплатную медицинскую помощь (за исключением «неотложки»), или отдать детей в детский сад, или зарегистрировать машину, если не можете подтвердить свои доходы. Смысл новации в том, чтобы резко вывести из тени те миллионы, которые находятся в «серой» зоне.

Минфин понять можно, говорит директор Института социальной политики Сергей Смирнов. Но правительство непоследовательно.

- В СССР, когда человек выезжал навсегда за границу, его заставляли возместить стоимость образования, - говорит он. - Но сегодня мы учим за бюджетные деньги людей, которые ходят на занятия ради корочки и по специальности не трудятся ни дня. Вот за что бы власти взяться: получил бюджетное образование - изволь пять лет отработать там, где скажет тот, кто за тебя заплатил. То есть государство.

Но этого даже в планах нет. Зато дополнительные предметы в школе уже стали платными. И возникает подозрение: во главе угла у Минфина - все-таки стремление сэкономить средства на лечении и учении. А вовсе не зачистка государства от бюрократов.

ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ

Истины нет

Минфин задумал хорошее дело. Вот мы все хнычем: дороги плохие, поликлиники плохие, а налоги платим! Про налоги не будем сегодня, они в России ниже, чем в развитых странах, дорогами и поликлиниками в которых мы восхищаемся. Дело еще и в том, что наш бюджет напоминает поговорку «один с сошкой, семеро с ложкой». И эти «семеро» - не только пресловутые чиновники, которых мы костерим с удовольствием, но еще и учителя, которые плохо учат, и врачи, которые плохо лечат. Не будем лукавить: те же стоящие медицинские кадры разбежались по частным клиникам. В муниципальной медицине остались зачастую не самые увлеченные и знающие люди.

Будущее - в том, чтобы платить за услугу и получать именно то, за что ты заплатил. Заболела голова - пошел, сделал анализы, получил консультацию, купил таблеток, выздоровел. И за это заплатил. А не так, что отвалил денег в виде налогов «в белый свет, как в копеечку», пришел потом в муниципальную поликлинику, а тебе там не помогли. И ведь контуры этого прекрасного монетарного будущего уже налицо. Средний класс вовсю покупает страховые полисы, в Москве - тысяч за 20 рублей в год. И горя не знает. Осталось только придумать такой же механизм для менее состоятельных, и все.

Все так. Но тревожит вопрос: а смогут ли труженики Минфина довести до конца то, о чем они так убедительно говорят? Ответ такой. Если ими движут сиюминутные цели, то нет. «Сейчас казна пуста, давайте затянем пояса», а появятся в казне деньги - вот и реформе конец. Идея «как бы сэкономить» - плохая идея, потому что непонятно, экономить ради чего? Но, похоже, Минфин все-таки хочет постепенно сделать наши финансы здоровее. И лучше бы ему начать все-таки не с врачей-учителей, а все с тех же чиновников. Ну правда, достали. Проходу нет от них.