Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Экономика22 января 2014 22:00

Не проспать бы России третью революцию!

Нефть и газ нам тогда не помогут
Китай славится умением приспосабливаться... Например, к айфону он изобрел этого симпатичного робота-пса.

Китай славится умением приспосабливаться... Например, к айфону он изобрел этого симпатичного робота-пса.

Третья индустриальная революция вскоре перевернет всю нашу жизнь, утверждает стратегический аналитик Елена Ларина. Правда, она запоздала на 25 лет. Из-за гибели СССР.

- В 80-е годы у американцев дела были весьма грустные, - говорит Елена Ларина. - Двузначная инфляция, кризис в экономике, знаменитый черный вторник 1987 г. Прибыли упали практически до нуля. Деваться янки особо было некуда. Либо производить себе в убыток, либо проводить технологическую революцию. Но к ней в те времена мир был не вполне готов. Информационные технологии - мотор нынешней третьей индустриальной революции - не заработал еще на полную мощь. Так случилось по совершенно разным причинам, что СССР приказал долго жить, а США выжили.

А спасли западную экономику… рикши и кули! К чему роботы, если можно нещадно эксплуатировать практически бесплатных в ту пору, послушных и трудолюбивых китайцев?!

Секрет китайского чуда

- А при чем здесь СССР, Елена?

- Хотя после боев на острове Даманский в 1969-м наши отношения с Китаем были непростыми, но постепенно улучшались. И капиталисты опасались переносить производство в Китай. Вдруг Пекин вновь задружит с Москвой?! Когда же СССР рухнул, инвесторы из США и Британии стройными рядами и колоннами пошли в свободные экономические зоны КНР. Строить заводы и фабрики, где китайский рабочий заменил робота.

- Доказательства?

- Смотрим официальную китайскую статистику. В 80-е, при СССР, прямые инвестиции (деньги, вкладываемые не в спекуляцию, а в создание производственной инфраструктуры) в КНР из-за границы были меньше $2 млрд. в год. В 1992-м, СРАЗУ после крушения Союза, сказочно выросли - до $11 млрд.! 1993 г. - 27 млрд., 1997 г. - 46, далее - все больше и больше.

- Так вот в чем секрет экономического чуда Китая? Западные инвестиции, технологии, оборудование и дешевая китайская рабсила!

- Ныне китайцы за десятки долларов работать уже не хотят. Средняя зарплата в КНР превысила $650, а с учетом покупательной способности подбирается к тысяче. Западным корпорациям выгоднее использовать роботов, чем нести затраты по переносу заводов из Поднебесной в Бангладеш, Африку, где рабсила дешевая.

Идем дальше. Это только в учебниках, переведенных с английского, инвесторы выстраиваются в очередь к гаражу, где стартаперы клепают инновацию. Конечно, знать бы заранее, что там сидят Джобс и Возняк, инвесторы мигом набежали бы. Но гениев гаражных не дано предугадать! Во всем мире основные затраты по разработке принципиально новых технологий несет государство. В США оно, а конкретно - военно-разведывательно-промышленный комплекс, еще с 30-х годов создавало Силиконовую долину.

Государство было и остается основным заказчиком «Локхида», «Дженерал Электрик» и прочих гигантов. Даже в университетах США, созданных в основном на частные деньги, проекты в сфере высоких технологий финансирует в значительной мере государство. И лишь когда эти технологии пройдут апробацию, встанут на ноги, в игру вступает частный сектор. Кстати, начинающих гениев Гейтса, Джобса, Брина, Пейджа, Цукерберга финансировали и опекали структуры, связанные со спецслужбами, Пентагоном и его подрядчиками.

Государство вкладывает прежде всего в технологии, которые можно использовать в военных или разведывательных целях. Пока был СССР, на западные университеты и высокотехнологический бизнес лился щедрый дождь госинвестиций. С крахом СССР доллары потекли куда более лениво. Ключевые разработки, лежащие в фундаменте нынешней индустриальной революции, были сделаны в 70 - 80-х. Потребовались десятилетия, чтобы тот научный задел довести до работающих технологий. Об этом недавно писал в Wall Street Journal Питер Тиль, создатель платежной системы Pay Pall, хозяин любимого детища американских спецслужб и самой популярной шпионской программы в Америке - Palantir.

Наконец крах Советского Союза резко уменьшил социальное давление на мировой капиталистический класс. В эпоху СССР западная элита вынужденно делилась долей пирога с народом. Доходы среднего класса и трудящихся росли. Как и спрос на новые товары, услуги. Все хотели поменять телевизор, машину, дом и т. п. А коль спрос растет, промышленники на коне. Имелся оборотный капитал, росли акции - можно на равных говорить с банкирами.

Союз рухнул. В США, по официальной статистике, доходы среднего класса, а тем более тех, кто живет в относительной бедности, за последние четверть века, с учетом инфляции, вообще не возросли. А у некоторых групп снизились. В благополучной Германии средние доходы не растут уже 10 лет. По обе стороны Атлантики все достается верхним 10%.

Беспилотники проникли во все сферы, даже в учебу - в Бельгии роботы уже следят, чтобы дети не списывали.

Беспилотники проникли во все сферы, даже в учебу - в Бельгии роботы уже следят, чтобы дети не списывали.

- Позвольте, Елена! На Западе живут куда лучше! Не зря наши патриоты-чиновники, депутаты обзаводятся виллами в Майами, на Лазурном Берегу, учат там своих чад…

- Да, живут хорошо и лучше нашего. Но когда доходы не растут, рост потребления обеспечивается за счет кредитов в банке. У подавляющей части населения США и немалой доли европейцев все заложено, перезаложено. Суммы кредитов домохозяйств, т. е. семей, просто зашкаливают. А когда растут кредиты, хозяевами становятся банкиры. Их на Западе уже называют не иначе как банкстеры.

- Весьма говорящий термин.

- После развала СССР банкстеры подмяли промышленников и стали безраздельными хозяевами своих стран. Не сдерживаемые ни конкурентами в элите, ни залезшим в долги средним классом, они изобрели способы получения денег буквально из воздуха, создав рынок деривативов и прочие хитроумные изыски финансового строя. Когда в твоих руках печатный станок, незачем заниматься высокими технологиями, а тем более устраивать революции, пусть и технологические.

За кем сила, брат?

- В 2008 году грянул мировой кризис. Нас стращают новой волной, более разрушительной. А вы, Елена, подобно Шехерезаде рассказываете сказки про грядущие научно-технические чудеса.

- Жизнь вообще полна противоречий. Очень опасно видеть лишь то, что хочется. Кому-то кажется, что в этом и проявляется патриотизм. Однако уроки истории говорят обратное. Мир надо воспринимать во всей его сложности.

Да, в Америке нелегкие времена. С бюджетом проблемы, госдолг растет... Но относительно новых технологий я не абстрактно рассуждаю, а привожу конкретные, проверяемые цифры и факты. В США, в меньшей степени в Японии и Европе при всех их проблемах и сложностях вовсю идет третья индустриальная революция.

На Западе произошел непримиримый раскол элит. Действуют три силы: финансисты (банкстеры), корпоратократы (индустриальные промышленники и торговцы из транснациональных корпораций) и силовики (часть элиты, сформировавшаяся вокруг военных, разведструктур, университетов, высокотехнологичных корпораций и т. п.). Я так их называю, памятуя знаменитый афоризм Френсиса Бэкона «Знание - сила!». Эти ребята связаны с силой в прямом и переносном смысле слова. А их судьба - с успехом или провалом третьей индустриальной революции.

Когда банкстеры и их политические марионетки довели свои страны до ручки, появилась возможность активнее использовать государственные бюджеты для разворачивания этой революции. Для спасения банкстеров ФРС Европейский центральный банк, банки Англии, Швейцарии, Японии печатают деньги. Значительная их часть прилипает к рукам финансистов. Другая идет в госбюджет. Немало средств бюджета расходуется как раз на нужды третьей революции. Банкстерам революция совсем не нужна. Но печатать деньги можно только под предлогом государственных нужд. Силовики и сами резко нарастили в последнее десятилетие капиталы на интернет-бизнесе, информационных технологиях. Они готовы к рывку.

Скажу честно - судьба третьей индустриальной революции еще не предопределена. Либо она победит, либо быстрее произойдет коллапс мировой экономической системы, базирующейся на финансовых спекуляциях, неограниченной эмиссии и потребительстве. Но, думаю, чувство самосохранения будет толкать все больше людей, включая представителей элит, в сторону революции.

Хотя она несет много проблем. Главная - занятость. «Умные машины» совсем скоро возьмут на себя огромную долю рутинного труда на производстве, в сфере услуг, офисах и дома. Американцы посчитали: чтобы страна могла хорошо жить, будет достаточно иметь всего 10% работающего населения.

- А остальные 90% будут духовно развиваться, как предсказывали фантасты? На какие, извиняюсь, шиши?

- Это огромная проблема. Но проблемы, как известно, нужно решать в порядке их поступления.

Изображение с «летуна» передается прямо на айпад преподавателя.

Изображение с «летуна» передается прямо на айпад преподавателя.

Особой дороги нет

- С Западом ясно. Надо полагать, силовики и здравый смысл победят алчных банкстеров. А Россия? Вновь пойдет своим особенным путем?

- У России нет особого выбора. Либо крах мировой финансово-экономической системы в обозримый период, либо индустриальная революция. Поскольку в мире все взаимозависимо, вряд ли крах принесет нам большую радость. А вот с третьей революцией, как ни странно, у России есть достаточно интересные шансы.

- Какие шансы, Елена? Наследие советской науки и ВПК профукано. Распиаренное «Сколково» - наш ответ Силиконовой долине - если и вспоминают, то в связи с финансовыми скандалами. Как и чубайсовское «Роснано». Ощущение, что наша новоявленная властная элита в отличие от западных силовиков больше озабочена покупкой вилл в Майами, сооружением дворцов и поместий под Москвой, какие и не снились потомственным князьям Юсуповым. А все чудеса инноваций реализуются в распиле бюджета, коррупции. Вместо роботов - дешевые рабы-мигранты. И если Западу фантасты пророчат бунт «умных машин», то нам следует опасаться восстания «рабов с метлами». А власть все надеется на нефтегазовую трубу…

- У нас привыкли считать всех, кто занимает руководящие позиции в госаппарате, крупных госкорпорациях, силовых структурах, ворами и жуликами. Таковых там, к сожалению, немало. В том числе и тех, кто на людях рассказывает про патриотизм, народность, православие. Но много во власти и умных, информированных людей, искренне болеющих за страну. Это одна из бед России на протяжении всей ее истории - тотальное недоверие власти. Глупостью считаю также делить всех на западников и евразийцев, либералов и патриотов. Считая одних своими, а других - врагами.

Думаю, главное сейчас для России - не развешивать ярлыки, не искать врага, не приписывать все наши беды внешним силам. Надо решить, кто готов работать на общее дело, а кто связывает свои перспективы с особняком в Лондоне и счетом в Швейцарии. Народ у нас умный и все прекрасно видит. Здесь проходит реальный водораздел, а не в том, кто где работает, каких писателей, философов читает, что в интернете ищет и т.п. А что до «Сколково»… Занимаясь IT-сферой, могу сказать: там окреп целый ряд очень перспективных и активно действующих на мировых рынках компаний. Так что отвергать кого-то только потому, что он резидент «Сколково», - глупость.

Наши проблемы связаны сегодня не с недостатком денег, а с устаревшим оборудованием, хронической нехваткой инженеров, конструкторов, технологов и т. п. То есть с факторами, которые вроде бы не устранишь. Но третья индустриальная потому и революция, что делает прежние трудовые навыки - и, скажу больше, многие профессии - просто ненужными. Всем придется учиться заново. Но в России есть хороший задел. Во всем мире признают, что советские и наследующие их российские обучающие технологии весьма эффективны. Более того, Россия выглядит очень и очень хорошо по многим профессиям в сфере информационных технологий - программистам, разработчикам и т. п. Русские хакеры - фирменный бренд, сменивший куда-то исчезнувшую черную икру. Известно - зачастую начинать на новом месте гораздо проще и лучше, чем переделывать старое. В этом смысле у России, повторяю, хорошие шансы. Есть технологии, люди. Главное, чтобы были политическая воля и доверие народа к власти, а с другой стороны, готовность всех трудиться и учиться с утра до вечера. Причем в ситуации, когда вряд ли стоит ожидать прибавок к зарплате и повышения доходов.

Надеяться на вечное наше авось - глупо. На этот раз не пронесет. Не поможет и привычная мантра - «были бы нефть и газ, а остальное купим». Нефтяная труба не спасет. По сути, у нас нет выбора. Либо индустриальная революция, либо политическая. А от политических добра в России никогда не было. Они завершались либо смутой, либо гражданской войной. Так что лучше всей стране браться за работу и за ум.