Премия Рунета-2020
Смоленск
+11°
Boom metrics
Политика18 января 2015 10:00

Беженка из Украины опубликовала свои впечатления от жизни в Смоленске

Женщина из Мариуполя провела в России несколько месяцев и, вернувшись на родину, опубликовала резюме своего российского опыта
Источник:kp.ru
Фото: ГУ МЧС России по Смоленской области

Фото: ГУ МЧС России по Смоленской области

Статья под названием «Российская провинция, на первый взгляд» была опубликована на мариупольском городском сайте www.0629.com.ua 17 января 2015 года в рубрике «Субботний разговор». Текст написан на русском языке, его автор не указан. Однако понятно, что это женщина молодого или среднего возраста, прибывшая в Смоленскую область из Украины по приглашению родственника летом 2014 года, когда поток спасающихся от войны украинцев был особенно силен.

Гостья провела на территории России, как заявлено в тексте, четыре месяца. За это время ей удалось разобраться далеко не во всех особенностях жизни россиян, поэтому многие выводы выглядят скороспелыми, а другие - и просто смешными. Впрочем, возможно, отстраненный взгляд иностранки выявил и те реалии, которые мы, как бревно в собственном глазу не замечаем.

Лейтмотивом статьи является фраза «Украина – не Россия» - название книги Леонида Кучмы. Так в чем же основные отличия? В России, по мнению автора, украинцу не выжить потому, что это государство, которое «спускает все сверху, начиная от того, какие продукты употреблять, на какие сайты заходить, и, даже, какие трусы носить...» (сохранена пунктуация оригинала). Далее жительница Мариуполя поясняет: «Все это сложно было воспринимать, когда в твоем государстве ты привык участвовать в принятии решений, быть в курсе политических событий».

«У многих семей сразу по два автомобиля…»

«От мифов к реальности» - такое название носит первая часть статьи, где автор сравнивает свои впечатления от жизни в России, а конкретно в Смоленской области, с теми представлениями, которые сложились в ее круге общения на Украине.

Удивление автора вызвал смоленский транспорт – большое количество трамваев, троллейбусов, автобусов и маршруток на дорогах, дешевый проезд и то, что люди эти виды транспорта «уважают». Какой именно миф о России развеивается в данном случае, автор не пояснил. Удивл иностранку и тот факт, что «в час пик по главным улицам небольшого города просто не проедешь - на дорогах пробки». «А все из-за того, что у многих семей сразу по два автомобиля - у жены и мужа. К слову, весь этот автопарк благополучно по вечерам простаивает под домами, заграждая проход к дому».

Вот такими автор статьи увидел наши новые микрорайоны. Кстати, тот факт, что в Смоленске много новостроек, тоже вызвал удивление. Скриншот www.0629.com.ua

Вот такими автор статьи увидел наши новые микрорайоны. Кстати, тот факт, что в Смоленске много новостроек, тоже вызвал удивление. Скриншот www.0629.com.ua

«Слово санкции стало поводом для шуток»

Как видно, немалое удивление у украинки вызвал обилие товаров в наших продуктовых магазинах. «Так, по ассортименту магазины могут смело конкурировать со столичными супермаркетами. Мясо, рыба, разнообразие хлебобулочных изделий и даже иностранная ликеро-водочная продукция...»

Вывод из увиденного делается такой: «Россияне научились жить, несмотря не на какие санкции». Далее пояснено: на формирование этого мнения повлияла «распространившаяся по городу информация, как транзитом оформляли отправку польских яблок через Россию в Казахстан!» (восклицательный знак автора). И далее: «До казахов яблоки, естественно, не доезжают». Еще один секрет нашей гастрономической стабильности, по мнению автора статьи, это соседняя Беларусь, которая «заваливает» Смоленск товарами, да еще и выигрывает от роста валютных курсов.

Затем следует замечание: «Вообще для россиян слово санкции стало поводом для шуток. Реклама и юмористические передачи вовсю склоняют это слово».

«Все идет своим чередом»

Украинский автор отмечает инертность смолян: «В то время как в Украине люди привыкли обсуждать политические вопросы, у россиян жизнь идет своим чередом. Люди говорят на бытовые теперь (вероятно, пропущено слово «темы»): что теперь нужно ставить знак «Ш», когда автомобиль переобуют в шипованую резину, что с 2016 года устроиться на работу можно будет только по специальности, написанной в дипломе... И еще много чего, но услышать что-то об Украине и войне - крайне редко».

«В России сразу понимаешь, что ты в огромной стране, здесь привыкли жить по булгаковской фразе: «Никогда и ничего не просите у тех, кто сильнее вас, - сами все предложат и сами все дадут». Первое, с чем здесь сталкиваешься, - это постоянное ожидание. Ждать здесь приходится долго. Вот, я неделю ожидала от провайдера долгожданного интернета. После моего звонка в интернет-компанию не последовало никакой реакции. Когда же техническая служба пришла и посмотрела, оказалась, что неполадки не только в моем доме, но и в соседнем. Но раньше меня почему-то никто не хотел ничего делать. Что же касается самого интернет-контента, то некоторые новости, действительно, невозможно было открыть» (о чем это, нам не ясно).

«Сразу поражает, как в общей массе жители провинциального города покорны. Спокойствие проявляется во всем. Никто не истерит в транспорте по поводу и без. Вспомнился случай, когда по ходу движения водитель маршрутки, чтобы избежать столкновения, резко притормозил. Две пассажирки сильно ушиблись. Но никакой реакции не последовало и они, сцепив зубы, так и ехали всю дорогу».

Увидев картину с Лениным на смоленском вокзале, доску почета Рославле и газету, приклеенную к доске объявлений на остановке, автор делает вывод о постоянном обращении россиян к советскому прошлому.

«Доказательства» пристрастия россиян к советскому прошлому. Скриншот www.0629.com.ua.

«Доказательства» пристрастия россиян к советскому прошлому. Скриншот www.0629.com.ua.

Еще одну неожиданную черту жителей Смоленска отмечает автор – умение литературно ругаться. «Смоляне, с гордостью считающие себя вторыми петербуржцами, даже ругались литературно. Так, одна женщина, которой мужчина не дал выйти на остановке, назвала его «красномордым енотом». Еще два молодых человека устроили словесную дуэль возле дверей трамвая. Один из ее участников, желая, чтобы другой вышел из вагона, умолял его, используя такие слова: «Я тебя, с..а, как человека прошу!»

«Платить по счетам»?

Хуже всего автор статьи разобрался с нашей новой системой финансирования капитального ремонта многоквартирных домов. Опираясь на то, что об этом говорят граждане, пропустившие мимо ушей принятие закона, украинка полагает, что квитанции за капитальный ремонт рассылает некая «левая» коммерческая организация, и смоляне покорно несут ей свои деньги, «хотя, жители знали, кто стоит за таким «региональным фондом». (Что имелось в виду, не понятно.) Ясно, что автору статьи, вероятно, не вполне хватило времени, чтобы глубоко вникнуть в российские реалии.

В части текста, названной «В рамках» рассказывается… непосредственно о рамках металлодетекторов. Дословно: «Великая и могучая контролирует все: вокзалы России оборудованы рамками – металлодетекторами. Возле них уныло дежурят полицейские или представители частных охранных агентств. Что самое интересное, как бы ты не «пищал» в рамке, - никого не досматривают. А вот если ты слегка «наметаллизировался горячительным», то тут же уныло стоящие возле рамок лица в погонах оживают и начинают действовать. После чего тебя скорее всего поведут на любую, на ходу придуманную проверку».

И о горячительном. «Что касается алкоголя и табака, то цены на них на порядок выше по сравнению с нашими. При продаже, к примеру, сигареты скрывают за ширмой, то есть не выставляются на прилавок для всеобщего обозрения. После 23.00 нельзя купить ничего горячительного.

Практическая недоступность горячительных напитков развязала руки русской смекалке. В каждом маленьком магазине, включая овощные павильоны, можно купить маленькие бутылочки со спиртом: лосьон для тела, для ванн и прочего. Несмотря на сомнительное происхождение такого товара, он расходится на ура. Еще бы! - Стоимость бутылки водки в среднем составляет от 400 рублей, а одна бутылочка такого спиртового лосьона - максимум до 25 рублей».

Сложно что-то говорить. Я отношусь к числу тех смолян, которые о подобном способе «добычи» алкоголя ничего никогда не слышали.

Жизнь беженца

Официальный статус беженца автор статьи не получала. «Стать беженцем в России и получить все «блага», разрекламированные российским Первым каналом, я не собиралась. Да, никаких благ-то и не оказалось - рассчитывать можно было разве что на вещи б/у, собранные смолянами, да и саму добрую волю жителей».

Квартиру в Смоленске мариупольчанка сняла. «Однокомнатная квартира от собственника обошлась мне в 10 тысяч рублей (около 3, 5 тысяч гривен), оплатить нужно было и коммунальные услуги – 2000 рублей. Скажу честно, такая сумма за квартиру не позволила постоянно снимать ее на долгий срок. Я не оформила регистрацию временного проживания (РВП) в России (на ее получение у моей подруги ушло 4 месяца), поэтому смогла только подрабатывать».

Далее абзацы об отношении смолян к переселенцам с Украины. По всей видимости, автор считает, что основа его зиждется на соотношении зарплат местных с деньгами, выделяемыми прибывшим. «Местные по-разному относятся к переселенцам. Одни жалеют, поддерживают, другие говорят о том, что им и самим места мало. А тут еще и нужно кормить других. В разговорах фигурировали и 800 мифических рублей, которые теоретически где-то кому-то из беженцев якобы давали. 800 рублей в день - это, к слову, достаточно приличные деньги. В день, к примеру, за работу разнорабочего платят 900 рублей, а вот продавец зарабатывает 1000 рублей.

«Вот вы приехали, вам же нужно работать, создавать рабочие места», - сообщила мне одна 25-летняя горожанка Екатерина. В ее понимании страна должна прежде всего помогать своим гражданам, а потому уже всем остальным. Вот, к примеру, распространенный размер зарплаты - 10 тысяч рублей, а пенсии у провинциальных пенсионеров - 7 тысяч рублей. При том, что жизнь в России дороже, чем в Украине».

Мариупольчане, живущие в России, по мнению автора, точно, «всё бы отдали, чтобы оказаться дома». И добавляет: «Может быть не сейчас, а когда закончится война».