Парящий мост в Зарядье стал главным украшением парка.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Одной из самых крутых фишек парка «Зарядье» сразу же стал «парящий мост». Воздушная петля эффектно летит над дорогой, набережной и Москвой-рекой. Виды отсюда - закачаешься! Как на ладони Кремль, высотка на Котельнической набережной, Китай-город и сам парк.
На «скрепке» (так уже прозвали мост москвичи. - Прим. авт.) обычно не протолкнуться. Народу - тьма. Но некоторые все же опасаются пройти по нему. А вдруг рухнет? Мы подробно расспросили об этом тех, кто его проектировал и строил.
Пять наивных вопросов о мосте
1. Что в нем уникального?
- Все консольные сооружения более 20 метров являются уникальными сооружениями, так прописано в федеральном законе, - рассказал представитель «Мосинжпроекта», руководитель проекта «Парящий мост» Марсель Давлетшин. - И «парящий мост» в парке «Зарядье» – это уникальное сооружение не только в России, но и в мире. Хотя это не совсем мост. Он не соединяет два берега. Это, по сути, пешеходная эстакада. Его главная «изюминка» - величина консольного вылета. Никто такой большой вылет консоли, 70 метров, до этого пока не делал. Сначала мы собирались поставить для моста дополнительную опору на набережную в виде шахты лифта. Но в дальнейшем от нее решили отказаться, и консоль действительно стала «парить» на высоте 15 метров над водой.
Для туристов появилась возможность снять красивый селфи с видом на Кремль.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
2. Из чего же он сделан?
- Конструкция очень прочная, из предварительно напряженного бетона. В этой технологии мы не были первооткрывателями, она активно используется при строительстве мостов. «Парящий мост» состоит из двух соединенных между собой железобетонных балок-полудуг под предварительным напряжением. Для этого внутри балок пропустили металлические канаты длиной 4,5 километра. Их постепенно натягивали домкратами. После того, как бетон затвердел, преднапряженные тросы «отпустили», и бетон оказался сжат. Такие конструкции меньше прогибаются и более устойчивы к растяжению.
3. То есть благодаря канатам он не падает?
- Не только. Четыре опоры моста, которые опираются на фундамент, передают нагрузку на мощные сваи, забитые на глубину более 20 метров. При этом две опоры, стоящие около дороги, работают в основном на сжатие всей конструкции, а две задние - страхуют мост, чтобы его не вырвало и не опрокинуло. Это обеспечивает устойчивость и предельно возможную несущую способность всей конструкции. До утверждения расчетов специально изготовленный макет моста испытывали в аэродинамической трубе на полигоне Московского строительного института.
«Парящий мост» состоит из двух соединенных между собой железобетонных балок-полудуг под предварительным напряжением.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
4. Что еще использовали при строительстве?
- Декоративные детали моста сделаны из металла. Ограждение высотой 1,5 метра - из ударопрочного стекла. На испытаниях стекло выдержало нагрузку 200 килограммов. Настил - из натуральной лиственницы, которую дополнительно пропитали огнезащитными материалами. Это дерево выдержит очень большие нагрузки и от огромного количества пешеходов и, например, от снегоуборочной техники. Кроме того, когда идешь по настилу, создается ощущение палубы корабля.
5. Все-таки может ли «скрепка» неожиданно упасть?
- Повторюсь, при строительстве использовали высокопрочные материалы. Кроме того, на мосту работает система мониторинга. Установленные на нем специальные датчики измеряют напряжение в бетоне, деформации и динамические колебания моста. Вся информация автоматически поступает на сервер, записывается, анализируется и в случае превышения крайних показателей направляется сигнал в МЧС. Срок службы моста, как уникального сооружения, составляет 100 лет.
Парящий мост москвичи уже успели прозвать "скрепкой".
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
ТТХ
Общая длина моста - 244, 4 метра.
Длина вылетной консоли без опор и поддерживающих конструкций - 70 метров.
Высота смотровой площадки в точке над водой - 15 метров.
Одновременно на мосту могут находиться 3 - 4 тысячи человек.
Сооружение может выдержать вес более 240 тонн.
Вес самого моста - 3 700 тонн.
Цена строительства - 860 млн. рублей.
СКАЗАНО
- Сейчас мы рассматриваем возможность внесения «парящего моста» в Книгу рекордов Гиннесса. Потому что 70-метровая консоль моста действительно является уникальной. Это совсем не рядовое инженерное сооружение, достойное того, чтобы быть отмеченным.
Сергей КУЗНЕЦОВ, главный архитектор Москвы - на открытии парка «Зарядье» 9 сентября.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Парк «Зарядье» в Москве: 5 особенностей парка, ради которых в нем стоит побывать
Корреспонденты «КП» в числе первых посетили парк «Зарядье» в Москве - новую зону для прогулок и отдыха возле Кремля (подробности)