Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics

Русский след в Латвии

Места, связанные с русской историей и культурой XVII—XX вв. в Латвии
Алена КУЛЕША

Более двух веков Латвия была частью Российской империи, разде- ляя с ней исторические перипетии, периоды расцвета и угасания. По всей стране, а тем в более в Риге, есть множество исторических, архитектурных и уже современных памятников, красноречиво сви- детельствующих об этом. Некоторые из них давно хорошо известны туристам, а иные обделены вниманием незаслуженно — о них не всегда помнят даже рижане.

Знать и помнить общую историю полезно всем — как жителям Латвии, так и России. Иногда для этого не надо идти в музей или са- диться за учебники. Достаточно просто прогуляться с друзьями по улицам родной столицы — Риги.

ЛУЦАВСАЛА, НАРОДНАЯ ПАМЯТЬ

Где находится: остров Луцавсала

Этот памятник самому старинному событию русской истории в Риге: летом 1701 года во время Северной войны здесь шла битва между шведскими войсками Карла и саксонского курфюрста. Петр I прислал союзникам-саксонцам в подмогу отряд русских воинов. При отступлении саксонцы забыли об оставшихся на Луцавсале 400 русских, и они погибли в неравном бою, но остались верными воинскому долгу — без приказа не отступать. Шведы были поражены стойкостью русских солдат. Было приказано похоронить их, отдав воинские почести, здесь же, на кургане в братской могиле, а подвиг воинов вошел в историю.

Монумент в форме стилизованного перевернутого колокола установлен в 1891 го- ду на пожертвования русских рижан. Собирали долго, всем миром. А в 2001 году па- мятник отреставрировали на средства Рижского бизнес-клуба. Ежегодно 10 июля здесь проводится памятное возложение цветов с участием исторических клубов Риги.

ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ: КЕРН + ПУШКИН В РИГЕ

Где находятся: ул. Цитаделес, бульвар Кронвальда

Памятник Анне Петровне Керн (скульптор Лигита Улмане, 1990 г.) и Александру Сергеевичу Пушкину (скульптор Александр Тартынов, 2009 г).

Анна Петровна Керн на века вошла в историю литературы благодаря бессмерт- ным строкам Пушкина «Я помню чудное мгновенье...» Стихи и внезапный роман случились в Михайловском (где отбывал ссылку поэт и скрывалась у родни от не- навистного старого мужа 19-летняя красавица Анечка). А вообще-то Керны жили в Риге в 20-х годах ХIX века — здесь служил генерал русской армии

56-летний Ермолай Федорович Керн.

А там, где сейчас стоит памятник (возле концертного зала Ave Sol) в то время

находилась Цитадель — укрепленный военный городок, построенный шведами в XVII веке. И поскольку генерал Керн был военным комендантом, они с супругой вполне могли посещать и Цитадель, и церковь.

Анна Павловна прожила долгую, но не очень счастливую жизнь. Во втором бра- ке, с любимым, но бедным мужем, она сильно нуждалась и поэтому даже решилась продать свои самые-самые дорогие вещи — пушкинские любовные письма. Изда- тель журнала «Русская старина» купил их у нее по 5 рублей за штуку.

Кстати, памятник поэту Пушкину находится неподалеку — в парке на бульваре Кронвальда (подарок городу от Дома Москвы). Памятник установлен именно здесь потому, что бульвар раньше назывался Пушкинским.

ПЕТРА ТВОРЕНЬЕ: САД ВИЕСТУРА

Где находится: Петерсала — Андрейсала

Сад Виестура (Viesturdвrzs) раньше назывался Петровским, или Царским, и был основан по распоряжению российского императора Петра I в 1721 году. Спланиро- ван в лучших традициях европейского ландшафтного искусства и по последней мо- де тех времен: например, в глади живописных прудов сада (сохранившихся до на- ших дней) кокетливо отражались монбижу — увеселительные павильоны. Парко- вые ажурные беседки были увиты зеленью, а перголы и баскеты создавали укром- ные уголки. По дорожкам и мосткам парка прогуливались венценосные особы: здесь бывали императрицы России Елизавета Петровна, Екатерина Вторая, а так- же прусский кронпринц Фридрих Вильгельм.

В год основания парка Петр Первый лично посадил в именном парке вяз, о чем свидетельствовала установленная в 1827 г. плита с надписями на русском и немец- ком языках. Латышский фольклор гласит, что царь посадил дерево-исполин корня- ми вверх, а оно все равно успешно выросло. Сам русский царь выступает в образе демиурга, справедливого благодетеля и освободителя от врагов.

В 1873 году стараниями русской общины совместно с представителями движения младолатышей в Петровском парке прошел первый Праздник песни — культурное событие в истории Латвии, с которого начался подъем национального самосознания.

После перепланировки в 1923 году саду дано новое имя — Виестура, в честь древнего вождя, правителя Тервете.

РИЖСКАЯ БИРЖА: «ШОКОЛАДНЫЙ ТОРТ» ОТ АЛЕКСАНДРА II

Где находится: Старая Рига, Домская площадь

Сейчас здесь находится Латвийский художественный музей, а в 50-х годах XIX века строили как здание Промышленной биржи. Причем Рига была выбрана созна- тельно: в те годы считали, что укрепление рубежей — это дело государственной важности. Из Петербурга выделили деньги, и летом 1852 г. началась работа по возведению здания в стиле неоренессанса по проекту архитектора Боссе.

Не обошлось без курьезов: в разгар строительства приехал ревизор из Санкт- Петербурга и обнаружил, что деньги по смете практически кончились. Чтобы в срок закончить здание и не попасть в тюрьму за разбазаривание госсредств, прораб до- говорился со знакомым хозяином красочного завода на поставку краски. Хозяин согласился, но с условием: чтобы краска была одного цвета. Самого неходового — коричневого.

Приехавший в мае 1856 г. на торжественное заседание император Александр II поглядел на коричневую Биржу, поморщился, но промолчал. Чиновники мысленно перекрестились...

Потом, конечно, здание многократно перекрашивали: оно было и двух-, и трех- цветным. Но уже в наше время после глобальной реставрации Бирже решили вер- нуть фасад исторического коричневого цвета. Таким мы его сегодня и видим.

«ГОСТИНИЦА СВИДАНИЙ» ДЛЯ МАЯКОВСКОГО

Где находится: Привокзальная площадь

Нынешняя гостиница Hotel Opera связана с романтической историей отношений поэта Владимира Маяковского и Лили Брик. В этой гостинице, которая тогда назы- валась Belle Vue (в переводе с французского как «прекрасный вид»), они прожива- ли, когда сбегали из Москвы от Лилиного мужа Осипа Брика. И, кстати, именно в Риге была напечатана самая проникновенная лирическая поэма Маяковского «Люблю», о чем сам поэт тогда написал так:

У нас цензура — разрешат или запретят.

Кому такие ужасы не претят?!

А в Латвии свободно печатайся сколько угодно! Кто не верит, убедитесь на моем личном примере.

ПРИВЕТ ОТ РУССКОЙ МЕЛЬПОМЕНЫ: ЛАТВИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР

Где находится: ул. Кр. Валдемара — бульвар Кронвальда

Русский театр в конце ХIX — начале ХХ века стал так популярен в Риге, что вла- сти города решили построить для него особое здание. Объявили даже конкурс, ко- торый выиграл проект петербургского архитектора Августа Рейнберга. Так в Риге в 1902 году появился яркий образец здания в стиле эклектизма с элементами барок- ко. Автором атлантов на фасаде стал скульптор Август Фольц (практически все го- родские скульптуры в центре Риги, включая фонтан «Русалка» у ЛНО, львов в Вер- манском парке и др., — его творения).

На сцене театра ставил блестящие спектакли молодой режиссер Александр Таи- ров, блистали переехавшие в Ригу актеры МХАТа, в том числе супруги Максим Горький и Мария Андреева.

А излюбленной гостиницей для актерской богемы стало здание неподалеку, на ул. Стрелниеку, откуда каждый день ходили на репетиции через парк.

Любопытно, что тогдашняя Рижская дума дала согласие на постройку театра с одним условием: чтобы в свободные от спектаклей Русского театра дни здесь шли представления на латышском языке.

ГИМНАЗИСТКИ РУМЯНЫЕ

Где находятся: ул. Кр. Валдемара и бульвар Кронвальда

В конце XIX века Николаевскую улицу (ныне ул. Кр. Валдемара) украсили два нарядных учебных здания друг напротив друга, под номерами 1 и 2. И тут же живо- писные близлежащие бульвары и парки запестрели фигурками юных гимназистов и учащихся реальных училищ. В этих стенах учились такие известные рижане, как физик Фридрих Цандер и кинорежиссер Сергей Эйзенштейн. Система классичес- ких гимназий в России была одной из самых прогрессивных на то время и котирую- щихся по всей Европе. Тогда гимназиям отводились самые престижные места в центре города, их строили известные архитекторы, а фасады украшали скульптура- ми, которые не уступали по роскоши отделке богатых домов. Обучение там велось на русском языке, а летом для воспитанников устраивались экскурсии не только по Лифляндии и Курляндии, но и в Москву, и в столицу Санкт-Петербург.