Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics

Как «Кровавое воскресенье» 1905 года отразилось на современной России

Об этом профессор Никита Кричевский рассказывает в эфире программы «Неделя в цифрах» Радио «Комсомольская правда»
Подводим экономические итоги недели вместе с профессором Никитой Кричевским

Подводим экономические итоги недели вместе с профессором Никитой Кричевским

В. Алфимов:

- В эфире наш народный экономист, профессор Никита Кричевский. И я – Валентин Алфимов.

Н. Кричевский:

- На прошлой неделе в свободную продажу поступила моя книга «Истоки государственного лицемерия». Предлагаю сегодня адвокатскую викторину. Начнем с цен на бензин. Я не знаю, какой будет цена на бензин через неделю, месяц или через год. Я могу сказать, почему цена на бензин такая, какая она сегодня. Есть цена с НДС – 120. Мы считаем, сколько в цене НДС сидит самого НДС. Мы 20 делим на 120. Если вы покупаете товар, где уже сидит НДС, а в бензине он сидит, потому что впервые НДС там появляется на стадии добычи, вы в итоге получаете конечный продукт, где НДС сидит. Как вы можете рассчитать удельный вес НДС, который вы должны заплатить, но не с самого начала, а вашу долю? 20:120=0,1667. Вот сегодня столько каждый из нас платит свою долю НДС в цене за любой эталонный бензин. Это может быть бензин, хлеб, молоко.

В. Алфимов:

- То есть мы платим 16 % от стоимости.

Н. Кричевский:

- Раньше НДС был 18 %. 18:118=0,1525. Доля НДС увеличилась на 1,4 %. Перед Новым годом Путин обещал увеличение НДС по бензину 1,5-1,7 %. Но это мы берем с единицы. А ведь мы же платим за бензин не рубль. Скажем, 50 копеек. Получается, президент Российской Федерации в очередной раз оказался прав. Все остальное – это накрутки, наценки, надбавки, это спекуляция. И с этим нужно работать.

В. Алфимов:

- Что будет дальше с бензиновыми ценами?

Н. Кричевский:

- Что касается акцизов, налогов, сборов, они расти не будут. Это четко. Плохая новость заключается в том, что будут расти перевозки, переработка. Потому что НДС.

В. Алфимов:

- Он уже вырос один раз – и забыли.

Н. Кричевский:

- НДС вы платите каждый раз, а не один раз. Будут расти посреднические услуги, логистические услуги. К тому, что сказал президент, 1,7 %, могу предположить, будет плюс рубля четыре-пять. Если это будет больше, надо будет приезжать людям в погонах и спрашивать, почему так много.

В. Алфимов:

- Пробьем полтинник в этом году за литр?

Н. Кричевский:

- Думаю, да.

В. Алфимов:

- Это будет психологическая отметка.

Н. Кричевский:

- Вопрос слушателям: какое событие мы отмечали в 1905 году 9 января? Приз – моя книга.

В. Алфимов:

- Дмитрий прислал правильный ответ: Кровавое воскресенье. Оно сыграло очень большую роль в том числе и в современной истории России. Так ли?

Н. Кричевский:

- Любите вы полицемерствовать. Вроде событие рядовое. Ни о чем. 9 января. В первые годы ХХ века российская политическая обстановка напоминала предгрозовое небо. Если бы это случилось не 9 января, то это случилось бы 12-го или 15-го. Абсолютная монархия не устраивала не только доминирующие низы или средний класс, но не устраивала также элиты, то есть приближенных фрейлин и генералитет, который окружал царя. Если брать экономику, экономика России вслед за Европой упала в кризис, усугубляя и без того сложное положение царской власти. Выплавка чугуна упала с достигнутого в 1900 году уровня в 170 млн. пудов до 152 млн. пудов. Цены на чугун снизились на треть. С 1889 по 1902 годы число домен на юге выросло с 48 до 56. Это та самая Новороссия. Число действовавших домен снизилось до 28. Кризис нарастал во всем. Очень важный момент – Крымская кампания 1904-1905 годов. Возвращение по безрельсовой к тому времени России армии, деморализованной, не всегда одетой, не всегда обутой, через всю страну, да еще через плодороднейшие округа. Хотя бы взять Алтайский округ, где вроде бы живи – не хочу, а нельзя. Потому что земли казенные. И все это наслаивалось одно на другое и не могло не привести к тому, к чему это привело.

В. Алфимов:

- Оценим экономические итоги этого дела.

Н. Кричевский:

- В период 1901-1903 годов правительству пришлось спасать такие банки как Петербургский международный, Русский торгово-промышленный, Харьковский земельный, Московский, Ярославский, Костромской земельные банки – основу, оплот российской банковской системы. Ничего не меняется. И 9 января шло, как ни крути. Потому что работы нет, есть нечего, пойти некуда. Так или иначе это должно было выхлестнуться.

В. Алфимов:

- События 1905 года произошли из-за кризиса.

Н. Кричевский:

- Нет. Дата вроде бы неприметная и малозначимая, несмотря на формальное совпадение. 10 января Петр Первый издал указ, по которому сановные люди не могли называть себя Стенька, Алексашка, Петрушка, Валюшка, Никитушка. Только по имени-отчеству. 9 января 1905 года были расстреляны больше тысячи рабочих, демонстрация была мирная. Важны последствия. Кровь пролилась. Кровь – это первая сакральная вещь, на которую вы всегда должны обращать внимание, когда прогнозируете какие-то массовые телодвижения, беспорядки, тектонические сдвиги внутри русской нации и государства. Русская кровь. Те, кто был во главе правительства, это очень хорошо понимали. И за несколько месяцев они предложили обществу: положение комитета министров от 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости», отменившее всякие гонения на старообрядцев и лиц не православных религиозных конфессий. Старообрядцы, евреи, буряты, многие другие некоренные национальности. Манифест от 6 августа 1905 года – «Об учреждении Государственной Думы». 1905 год Россия встретила абсолютной монархией. А 6 августа она стала конституционной монархией. События летели с калейдоскопической скоростью. Манифест от 17 октября 1905 года – «Об усовершенствовании государственного порядка», учреждавший парламент.

В. Алфимов:

- Мне 10 января 2019 года это все к чему?

Н. Кричевский:

- Пока не прольется наша первая родная кровь, пока совершенно случайно не случится первых кровопролитных сражений. Это первое, на что нужно обращать внимание. Пока у нас все свои, то есть среди нас нет предателей, я имею в виду среди высших лиц государства, пока высшие лица государства работают на благо родной страны, а не на Польшу, Литву, Запад, Америку, Японию… Про Горбачева ничего говорить не надо. Это все были домыслы, это все недоказуемо. Пока не будет веских доказательств, народ останется глух. По поводу несправедливости – я бы это и упоминать не стал. Потому что несправедливость у нас была на протяжении тысячелетия. И книга моя вся о несправедливости. Пока уж совсем яркий показатель лицемерия мы не увидим, ни о каких вилах, топорах можно даже не мечтать.

В. Алфимов:

- Будем надеяться, что мы этого и не увидим.

Н. Кричевский:

- И с провокаторами сейчас не в пример активнее идет работа. каждый шаг контролируется. Если надо, подзадержат суток на тридцать в каком-нибудь СИЗО «Водник». Я к тому, что власть умна, она понимает, что есть некие сакральные вещи, которые трогать нельзя. Она понимает, что слишком явного перехлеста допускать нельзя. И поэтому проще убрать девушку Гладских со своего места, виртуально стереть ее с лица земли, чтобы ее не было ни видно, ни слышно. И четвертое – земля. Хранимая Богом родная земля. Вот пока по факту ничего этого не случится, а в идеале, чтобы все это случилось одновременно, как после Кровавого воскресенья, ведь тогда же стачки шли и забастовки без малого два года. На октябрь 1905 года в забастовочном движении участвовало больше 2 млн. человек. А ведь страна была тогда преимущественно сельскохозяйственная, аграрная. Если ты не будешь поставлять продовольствие в города, города начнут бастовать. Будут останавливаться только-только воздвигнутые Путиловские заводы, Адмиралтейские верфи. Там просто будет некому работать. С огромным трудом и благодаря экономическому оживлению, которое началось в России после 1908 года при Столыпине, этого удалось избежать. В противном случае революция 1917 года случилась бы гораздо раньше.

В. Алфимов:

- «Сегодня слишком много свобод при слабом руководстве». Согласны?

Н. Кричевский:

- Я перечислил четыре главных фактора. А свобода, еще что-то… Этой свободы было в начале прошлого века более чем достаточно. На каждой площади с листовками выступали.

В. Алфимов:

- Прошло сто лет. Почему мы вспоминаем те события?

Н. Кричевский:

-Потому что это есть наш менталитет.

В. Алфимов:

- Все поменялось уже десять раз.

Н. Кричевский:

- Ничего не поменялось. У нас с огромным трудом удалось погасить Новочеркасское восстание в 1962 году, когда были убиты несколько десятков человек. И тут же в 1963-м нам пришлось закупать за валюту зерно. Но мы уже не могли поднимать цены. Потому что тогда бы это было уже не новочеркасское восстание, а восстание общесоюзное.

В. Алфимов:

- Кирилл хороший вопрос задает: «А вы не считаете, что в 1905 году были спланированные действия при подготовке страны к всеобщей индустриализации?»

Н. Кричевский:

- Она началась году так в 1880-м. Это первые шаги Бунге, первые шаги Вышнеградского, это Витте. И к 1895 году у нас уже был золотой рубль. Я не призываю никого встать под штыки. Я говорю о том, что власть сегодня эти ошибки учла, ситуацию доводить до этого края нельзя ни в коем случае. Экономика имеет огромное значение, а с экономикой у нас сегодня все хорошо, как бы нам ни казалось иначе. Достаточно посмотреть на ассортимент в магазинах. Никто не собирается отдавать Курилы, Аляску возвращать, Крым, Калининград и прочие территории, включая Кемскую волость.

В. Алфимов:

- Сегодня депутатам Госдумы представили на рассмотрение проект закона о территориальных претензиях к Российской Федерации со стороны Японии. По сути, этот документ налагает вето на подготовку правовых актов к отторжению Курильских островов. Депутатам предложили запретить на законодательном уровне отдавать Курилы Японии.

Н. Кричевский:

- В России признаки революционной ситуации, которые я вам уже назвал, их сегодня нет. В ближайшие годы их не будет. А то, что мы живем в условиях перманентного внешнего окружения, это нам всегда было только на руку. Еще 200 лет назад, когда говорили о манере управления Николая Первого, говорили, что она напоминает осажденную крепость. В условиях враждебного внешнего окружения мы жили всегда. Один из посылов – затянуть пояса потуже – шел оттуда. Что мы сейчас врагов одолеем, после этого пояса растянем. Но только врагов мы одолевали, а пояса у нас как-то…

В. Алфимов:

- «Мы не можем купить ничего в супермаркетах, потому что денег нет. Правительство последние портки снимает».

Н. Кричевский:

- Чистое вранье. Нельзя лицемерить. Если у вас лицемерит власть, если у вас лицемерят на высшем уровне, за исключением одного человека в стране, который не лицемерит, вы знаете, кто это, вот все, кто ниже его, это все лицемеры. За исключением Шойгу, может быть, Лаврова. Но практически все остальные… Посмотрите, как Шувалов объяснял наличие собачек корги, наличие самолета, кучи квартир. Но ведь ему же надо представлять страну на международной арене, поэтому ему нужен самолет. Это лицемерие, за которое в Ярославле точно бы на дыбу подняли. А все, что касается того, что идет ниже, это диффузионное распространение лицемерия на все российское общество. Черта у нас такая – плакаться. Можете привести пример, когда вам бы плакался китаец или среднестатистический американец, что ему плохо живется и не на что купить в супермаркете еды? Да быть того не может. Всегда можно что-то купить.

В. Алфимов:

- Почему лицемерят? У народа денег действительно не очень много. И я согласен с нашим слушателем.

Н. Кричевский:

- А кто сказал, что их много?

В. Алфимов:

- Вы хотите сказать, что их достаточно, чтобы выжить?

Н. Кричевский:

- Не выжить, а жить. Посмотрите, какие очереди были в последние дни в магазинах электроники? Были дикие пробки во всех крупных городах. Люди ездили не на последнее, не просто так. Люди что-то покупали. Вот это. 31 декабря: не смей прикасаться к столу! 1 января: кто будет это все доедать? А людям нечего есть.

В. Алфимов:

- «Вы говорите про Москву!» И здесь я согласен, в Москве все нормально.

Н. Кричевский:

- Я только что из Твери приехал. Причем из Тверской области, из глубинки. Да, там люди живут бедно. Но они там никогда не жили богато. Но никто не ходит с протянутой рукой. Для них это ниже своего достоинства – выйти к москвичу и сказать: слышь, ты, москвич, ты ж богатый, поделись копеечкой. Да близко этого нет. У людей есть собственное достоинство. Этим достоинством всегда обладал русский человек.

В. Алфимов:

- Данияр пишет, что у него все в кредит.

Н. Кричевский:

- Данияр знает, чем он будет отдавать и как будет отдавать. И он отдаст. Я вырос в кооперативной квартире, которую моя мама купила в кредит. И ничего, отдала.

В. Алфимов:

- «Мы верим, как Новый год встретишь, так его и проведешь».

Н. Кричевский:

- Мы его хорошо встретили сегодня.

В. Алфимов:

- Открыли мы год с Никитой Александровичем. Вам в начале 2019 года желаю чем-нибудь, да похвастаться.