Премия Рунета-2020
Якутия
-11°
Boom metrics
Общество15 мая 2019 5:30

Как Сахалин стал могилой для тысяч переселенцев из Кореи

Непростая история корейской семьи, выжившей в тяжелые годы войны
Ден Де и Ден Су с дочерью Мен Ха.

Ден Де и Ден Су с дочерью Мен Ха.

Фото: Из личного архива героя публикации

Миллионы судеб были сломаны, миллионы жизней потеряны во время Второй мировой войны. Это история корейской семьи Ли, загнанной на Сахалин японцами, которая впоследствии осела в СССР.

В истории самого большого острова России – Сахалина – немало непростых моментов. Так, во время Второй мировой войны остров, наполовину принадлежавший Советскому Союзу, наполовину японцам, стал и домом, и могилой для тысяч ни в чем не повинных людей.

«Не представляю, как они выжили»

С 1910 по 1945 год Корея была японской колонией. В некоторых провинциях японцы специально создавали плохие условия для местных: их всячески притесняли, повышали цены на продукты и так далее. Одновременно шла активная вербовка людей для работ на Сахалине, а тех, кто отказывался, зачисляли в список неблагонадежных. Так под различными предлогами на остров загнали около 40 тысяч корейцев. В их числе была и молодая семья Ли.

Совместная жизнь молодоженов Ли Кап Сок и Ли Сун И началась в 1940 году в южнокорейской провинции Кёнсан-Намдо. Они были очень молоды: ей только-только исполнилось 17, ему – 22 года. Однако счастье на родине было недолгим – через пару месяцев после свадьбы их переселили на Сахалин.

- Моя мама даже не знала, куда их везли. Говорили, что в Японию, поэтому все считали, что большая земля далеко. Что она помнит — это большие баржи, где ее сильно укачивало, - вспоминает Ли Ден Су, дочь Кап Сок и Сун И.

По прибытию семью Ли распределили в город Доро (ныне Шахтерск) и сразу отправили на работы: мужа в шахту, жену – в поле. Условия были страшными: жили в бараках, не хватало продуктов, тяжелый труд с утра до ночи, постоянные унижения и избиения. Из-за рабских условий Сахалин стал последним пристанищем для тысяч переброшенных сюда корейцев.

Руками пригнанных на работы людей был повален лес в тайге и построена железная дорога. Про эту трассу говорили, что погибших от побоев и голода рабочих здесь было больше, чем количество уложенных ими же шпал.

- Первый ребенок у родителей родился в 1943 году. Даже не представляю, как они выжили. Еды в то время почти не было, и мой отец менял на рис всё, что только можно было, - говорит Ден Су.

Симпатия к СССР каралась смертью

В 1945 году, когда стало понятно, что война проиграна, у японцев проснулся какой-то бешеный страх. Это привело к массовым убийствам.

В августе в Камисикуке (ныне село Леонидово) расстреляли 18 корейцев. Так как это зверство произошло без суда и следствия, факт массового убийства и место погребения людей долгое время были неизвестны.

Немного позже в селе Пожарское японцы зарезали 27 корейцев, которых заподозрили в симпатии к Советскому Союзу. В числе жертв резни был… полугодовалый мальчик. Японские власти пожурили убийц и наказали их штрафом. Впоследствии на месте трагедии советские власти установили памятник жертвам тех страшных событий, который стоит в Пожарском и поныне.

- Когда стало понятно, что советская армия уже близко, японцы сделали ход конем – начали угрожать корейцам и рассказывать всякие ужасы про русских. Говорили, что солдаты всех убьют – не будут разбираться, кто японец, кто кореец. Мои родители, как и многие другие, похватали всё, что было под рукой, и ринулись в лес. У мамы после этого остался шрам на всю жизнь: в спешке она упала и сильно поранилась. Когда советские солдаты нашли беглецов, то объяснили, что им ничто не угрожает, ведь они ни в чем не виноваты. Все плакали от счастья, ведь пережитые мучения остались позади. Некоторые японцы, убегая, торопились настолько, что бросили своих детей. И кореянкам пришлось взять их к себе – не бросишь ведь малышей умирать. В итоге вырастили, как своих, - вздыхает Ден Су.

«Любишь - не любишь» никто не спрашивал

С приходом советских солдат встал вопрос о возвращении на родину. Но за годы, проведенные на Сахалине, у Ли появились дети, и они решили остаться здесь.

Кап Сок и Сун И с детьми.

Кап Сок и Сун И с детьми.

Фото: Из личного архива героя публикации

Глава семейства работал мастером ЖКХ, трудился на совесть и был на хорошем счету. Также он стал председателем общины корейцев. Кап И стала домохозяйкой – за оравой из восьми детей нужен был глаз да глаз.

Жили хорошо, небогато, но дружно. Была только одна проблема – несколько лет у членов семьи Ли не было советского гражданства. Сахалин был закрытой территорией, и они не могли ни выезжать на материк, ни приглашать кого-то к себе в гости. Со временем этот вопрос был улажен, и все семейство получило советские паспорта.

Ли Ден Су – старшая из дочерей в семье. По старым корейским традициями, если девушке стукнуло 18, ей пора замуж. Желательно прямо в день совершеннолетия. При этом саму девушку на выданье никто не спрашивал – выбор за нее делали родители.

Несколько раз Ден Су срывала знакомство с женихами, а однажды даже хотела сбежать из дома, выбравшись через окно. План почти удался, но в самый последний момент беглянку «застукал» отец. К 21 году девушка сдалась и согласилась выйти замуж за парня из соседнего городка Эсуторо (ныне Углегорск). Избранника звали Ри Ден Де, его родителей тоже пригнали на работы во время войны. Скромная свадьба состоялась в 1970 году.

- Никого не интересовало: «любишь - не любишь», просто сказали «женись» - и мы женились. Сейчас молодые сами выбирают себе партнеров, и я думаю, что это хорошо. Но мне повезло с мужем, мы полюбили друг друга. Сейчас пошел уже 49 год нашей совместной жизни, - говорит Ден Су.

У семьи Ри родились двое детей. Жизнь младшего сына унесла болезнь. Старшая дочь во время учебы в Хабаровске познакомились со своим будущим мужем и уехала на его родину в Якутию. Сейчас у бабушки Ден Су и дедушки Ден Де четверо внуков и три правнука.

Дом там, где семья

После войны Красный крест помогал семье Ри в поиске родственников в Корее. К сожалению, у Ден Де никаких данных не осталось, поэтому ни он, ни его близкие на исторической родине не подозревают о существовании друг друга. Связь с ними была утеряна задолго до открытия границы. За это время многие успели уйти из жизни, так и не познакомившись со своими близкими. Такая же история у многих корейских переселенцев.

Сейчас Южная Корея дает детям переселенцев возможность вернуться на историческую родину. Японцы построили для них дома и оплачивают транспортные расходы, а корейское правительство обеспечивает социальным пособием и медицинской страховкой. Но семья Ри решила остаться в России.

На вопрос, почему вы не переезжаете в Корею, Ден Су ответила просто: «Потому что здесь, в России, живет моя семья. Где моя семья, там и моя Родина».