Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество12 декабря 2019 12:50

За полицейскую волокиту люди будут получать компенсации

На выплаты смогут рассчитывать те, на чьи заявления силовики долгое время не реагировали, выносили отказы от возбуждения уголовного дела. Но в конце-концов потерпевшим удалось добиться правды.
Сроки, отведенные для рассмотрения дела, будут отсчитываться не от момента возбуждения дела, а от дня подачи заявления потерпевшим.

Сроки, отведенные для рассмотрения дела, будут отсчитываться не от момента возбуждения дела, а от дня подачи заявления потерпевшим.

Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

Правительственная комиссия рассмотрела законопроект, предусматривающий введение выплат за необоснованный отказ в возбуждении уголовных дел. На компенсацию смогут претендовать те, на чьи заявления о преступлении правоохранители долгое время не реагировали, выносили отказы от возбуждения уголовного дела. Но в конце-концов потерпевшим удалось-таки добиться правды.

Согласно поправкам, теперь сроки, отведенные для рассмотрения дела, указанные в уголовно-процессуальном кодексе РФ, будут отсчитываться не от момента возбуждения дела (а это часто происходит после массы усилий и через длительное время). А от дня подачи заявления потерпевшим.

За сложными юридическими терминами стоит реальная жизнь. Люди годами не могут добиться от полиции возбуждения дел. Особенно если это касается преступлений с имуществом или электронным мошенничеством. Благодаря развитию сервисов электронных услуг теперь нередко можно обнаружить себя должником микрофинансовой организации. Или с удивлением узнать, что квартира, в которой вы живете, продана — кто-то вместо вас в личном кабинете Госуслуг оформил право электронной подписи и продал недвижимость (теперь это тоже можно сделать дистанционно). И пока потерпевший обивает пороги полицейских участков, пытаясь доказать что это не он сделал, мошенники успевают три раза перепродать квартиру. Уголовного же дела нет, спорное имущество не арестовано, делай что хочешь.

- Осенью это года я вдруг узнала, что на мне висят два кредита. Один в Новосибирске, где я вообще никогда в жизни не была. Второй в Москве, - рассказывает ведущий экономист поликлиники Химок. - И теперь должна непонятно кому и за что 50 000 рублей. В такую же ситуацию попали и мои коллеги — Мария Волкова и Елена Проц. При этом кредиты на нас оформлены под дикие условия — 560% годовых. Выяснилось, что данные наших паспортов и СНИЛС попали злоумышленникам от негосударственного пенсионного фонда «Согласие», они к нам приходили и оформляли документы, которые я потом с удивлением увидела в кредитом договоре. Мы с коллегами обратились в полицию города Химки, но получили отказ от возбуждения дела. По мнению сотрудников правоохранительных органов, к уголовным преступления данная ситуация не относиться. Между тем, проценты капают, кредиты все еще на нас значатся. Если ничего не делать, то спокойно может дойти до конфискации имущества.

С преступлениями против личности — убийствами, побоями, кражами примерно тоже самое.

- Каждый второй приходит к нам с жалобами на отказы в уголовном расследовании, - говорит бывший следователь, а теперь председатель коллегии адвокатов Александр Карабанов. - Так что необходимость данных поправок назрела как никогда. История самые разные, от экономических преступлений до уголовных. Буквально в прошлом месяце пришел сын погибшего в Тульской области мужчины. И хотя смерть его отца наступила в результате насильственных действий, следователи выдали отказ от возбуждения уголовного дела. Такая порочная практика приводит к невозможности раскрыть дело по горячим следам, к утрате доказательств по делу (запись с видеокамер со временем удаляется, медицинские документы теряются и т. д.). А в результате к установлению и задержанию преступников. А в случае экономических преступлений вовремя найти или наложить арест на похищенное имущество.

Так же Карабанов отмечает, что хорошо бы ввести компенсации и для обвиняемых, дела которых рассматриваются неразумно долго.

- В ходе расследования угловых дел следователи тоже достаточно часто допускают волокиту. Плевое преступление расследует год, два, пять. И часто, особенно по экономическим статьям против бизнесменов, после нескольких лет нахождения подследственного в СИЗО уголовное дело закрывают за недоказанностью. А человек уже лишился всего — семьи, бизнеса, социальных и родственных связей, здоровья.

Что касается судов, то юрист Андрей Акулов говорит, что нормы, ускоряющие рассмотрение судебных дел, введены ещё в 2010-м году и неплохо себя зарекомендовали. Это стало прологом для дальнейших изменений.

- Волокиты в судах стало намного меньше. Дисциплина судов значительно повысилась, - отмечает Акулов. - Если раньше дела могли рассматривать годами, то сейчас всё намного быстрее. Срок рассмотрения дела в первой инстанции у нас в России теперь гораздо выше, чем во многих европейских странах. Правда есть и обратная сторона медали, когда судьи торопятся рассмотреть даже те дела, где нужно тщательно разобраться во всём, изучить документы, уведомить все стороны. Иногда за одно-два заседания выносят поспешные решения как в простых делах (кредиты), так и в сложных (раздел имущества, выселение), где поспешность вредит качеству решения и приводит к судебным ошибкам, которые потом приходится устранять. Для потерпевших от преступлений появляется ещё один механизм защиты своих прав и устранения коррупционных проявлений в правоохранительной системе.