Премия Рунета-2020
Смоленск
+9°
Boom metrics
Наука7 августа 2013 17:40

Интересные факты из жизни знаменитого микрохирурга Святослава Фёдорова

8 августа знаменитому на весь мир офтальмологу исполнилось бы 86 лет. «Комсомольская правда» решила вспомнить некоторые факты из биографии именитого доктора.
Ирина РОМАНОВА

Профессор, заслуженный изобретатель СССР, лауреат Государственной премии Российской Федерации, премии Палеолога (США) и Перикла (Италия), Герой Социалистического Труда, величайший офтальмолог XIX-XX веков… У Святослава Николаевича Фёдорова при жизни было множество званий, премий и наград. Но, пожалуй, самым важным стало звание волшебника, данное микрохирургу благодарными пациентами, которые практически сразу же после операции расставались с очками.

О жизни Фёдорова ходит масса слухов и даже легенд, но 8 августа, в День рождения именитого доктора, останавливаться на них не хочется. Поэтому предлагаем вашему вниманию подборку малоизвестных фактов из биографии Святослава Николаевича. Сегодня их не так часто публикуют в прессе, но тем не менее они – важные детали, характеризующие личность выдающегося хирурга.

Небо всегда манило Святослава Николаевича.

Небо всегда манило Святослава Николаевича.

Факт первый. Из летчиков – в медики. Изначально Святослав Фёдоров и не стремился идти в медицину, его больше привлекало небо и самолёты. С ними он был связан… с самого рождения. «Известие о том, что у него родился сын, Николай Федорович (отец знаменитого офтальмолога – прим. редакции) получил, когда находился на учениях. Ему из «кукурузника» выбросили вымпел. Представляете, какая символика…» - вспоминает в одном из интервью Ирэн Ефимовна, третья жена Святослава Фёдорова.

В мечтах о небе и больших скоростях юный Фёдоров частенько бегал с друзьями по крышам проходящих мимо поездов. Эти занятия привели его в 1943 году в Ереванское подготовительное авиационное училище. Но, увы, с мечтой о самолете пришлось расстаться. В марте 1945 года спешивший на праздник Святослав неудачно впрыгнул в трамвай на ходу. Сорвался, еле успев уцепиться за поручень, затем его поволокло по земле. Когда юноша попробовал встать на ноги, то появилась острая, пронзительная боль… Очнулся Фёдоров уже в госпитале. Врачи ампутировали ему ступню и нижнюю треть голени левой ноги.

Разумеется, после этого случая ни о каком небе и высоте не могло идти и речи. Пришлось выбирать гражданскую специальность, и Святослав остановился на медицине. Впрочем, сказать, что она влекла и манила его с огромной силой, было нельзя. Учась в медицинском институте, Фёдоров всерьез подумывал о… профессии фотографа! Почти каждое воскресенье он появлялся в полку связи, где проводил фотосессии сразу для 50-70 человек, всю следующую неделю печатая фотографии.

И всё же любовь к небу так просто не исчезла. Очень часто при перелетах в другие города и страны, Святослав Фёдоров выбирал место не у окна, а в кабине пилотов. Поэтому фраза стюардессы «Святослав Николаевич, вас там ждут ребята» уже не казалась его коллегам и родственникам какой-то особенной и странной. А в 72 года офтальмолог наконец-то стал пилотом: Фёдоров получил права на управление вертолётом. К этому он шел целых 55 лет.

Свою первую операцию знаменитый офтальмолог провел еще в институте.

Свою первую операцию знаменитый офтальмолог провел еще в институте.

Факт второй. Операция, как знамение. Сейчас сложно сказать, стал бы Святослав Фёдоров хорошим фотографом. Возможно, да. Ведь он сам неоднократно говорил, что человек может всё, стоит только захотеть. «Никаких суперталантов мне Бог не дал, кроме дикой настойчивости, трудоспособности, желания добиться своей цели, если эта цель принесет людям пользу» - заявил однажды в интервью знаменитый доктор. При таком раскладе имя Святослава Федорова вполне могло бы стоят в одном ряду с именами великих фотографов двадцатого столетия – Филиппом Халсманом, Ричардом Аведоном, Анри Картье-Бессоном, Гьеном Мили, но… Но тут в судьбу студента медицинского института вмешался доцент Лакшин.

Как-то раз, в марте, в самый разгар Международного женского дня, на кафедру офтальмологии доставили молодого слесаря. Осколок зубила попал ему прямо в глазное яблоко. Доцент Лакшин, которому и должен был ассистировать Святослав, решил, подобно Понтию Пилату, умыть руки и переложил ответственность со своих плеч на плечи студента. «Оперируй сам!» - бросил он опешившему Фёдорову и ушёл прочь. Бежать было некуда, поэтому Святослав приступил к операции. Ему удалось сохранить зрение молодому слесарю, а заодно понять, что офтальмология – его призвание.

Это позже будет первая операция по имплантации искусственного хрусталика, коррекция зрения методом кератотомии, использование донорской роговицы, внедрение лазерных технологий и свыше трех миллионов человек, к которым вернулось зрение. Однако впервые Святослав Фёдоров почувствовал себя «в своей тарелке» именно тогда, во время самой первой операции в мединституте.

Доктор-волшебник и его прозревшая пациентка.

Доктор-волшебник и его прозревшая пациентка.

Факт третий. Сбежавший доктор. После института Святослав Николаевич успел поработать на родине Михаила Шолохова – в станице Вешенской, в маленьком городке Лысьва в Пермской области, в Ростове и Чебоксарах. Но расцвет метода доктора Фёдорова связывают исключительно с Архангельском, где талантливый хирург заведовал кафедрой глазных болезней медицинского института. Именно здесь к нему пришла слава и общемировое признание.

К офтальмологу-волшебнику потянулись пациенты из разных городов и весей, но принять всех небольшая клиника по имплантации искусственного хрусталика была не в состоянии. Палаты были переполнены, хирургам приходилось оперировать с помощью самодельных инструментов, а больные, узрев в каких условиях происходит возвращение зрения, стали строчить жалобы во всевозможные инстанции. И дописались до того, что в Архангельск наведался заместитель министра здравоохранения, дабы на месте разобраться в ситуации, а, разобравшись, решил перевести чудо-клинику в столицу, где и места было побольше, и оборудование современнее.

Но тут в дело вмешался ректор медицинского института. Увидев в руках Фёдорова приказ о переводе в Москву, он упрекнул доктора в предательстве и попытался уговорить остаться. Но Святослав Николаевич был непреклонен. Видя реакцию ректора, он решил, что проблем не миновать, и в этот же день сдал билеты на поезд, приобретя билеты на самолет.

Предчувствия Фёдорова не обманули. В то самое утро отъезда в столицу на вокзале семью офтальмолога уже караулил инспектор отдела кадров с помощниками, получившие от ректора один-единственный приказ «Не пущать!» Но Святослав Николаевич уже не увидел их разочарованных лиц. Он под чужой фамилией (в то время билеты на самолёт можно было приобрести и без предъявления паспорта) летел в Москву.

Политика стала последней страстью Фёдорова.

Политика стала последней страстью Фёдорова.

Факт четвертый. Никаких привилегий. После открытия в столице НИИ микрохирургии глаза, позже переименованного в МНТК, очередь пациентов, мечтающих видеть мир четко и ясно, не ослабела. Бывало, что очередь на прием растягивалась на несколько десятков, а то и сотен метров.

Больше всего этому факту радовались молодые хирурги, жаждавшие прибыли. Однажды они предложили своему шефу открыть в МНТК два отделения: для бедных и богатых. «Зачем оперировать всех подряд, предоставляя пациентам равные условия?» - вопрошала молодежь. Но тут же наткнулась на суровую отповедь Святослава Фёдорова. «При мне такого не будет, - заявил он. - Не позволю делить людей, которые приходят за помощью. Все будут обслуживаться одинаково замечательно!»

Именно стремление к качеству обслуживания, забота о здоровье и состоянии кошельков больных подтолкнуло руководителя московской клиники к созданию сети филиалов «Микрохирургии глаза» по всей стране. Многие его коллеги этот шаг не поддержали, ведь часть прибыли уходила таким образом в регионы. Но Святослав Николаевич, мудро рассудив, что далеко не все могут собрать средства, чтобы приехать в Москву на операцию, открыл сначала филиалы в Чебоксарах, Краснодаре и Ленинграде, а затем и по всей стране. Сегодня в России работает 11 филиалов МНТК.

Борис Ельцин предложил Святославу Фёдорову пост премьер-министра, но офтальмолог отказался.

Борис Ельцин предложил Святославу Фёдорову пост премьер-министра, но офтальмолог отказался.

Факт пятый. "Демократия - это ложь". С чем ассоциируется имя Святослава Фёдорова? С миллионами удачных операций, с возвращенным зрением, с прощанием с очками, даже с успешным ведением бизнеса. Но сегодня многие подзабыли, что талантливый офтальмолог был еще и политиком, причем, такого уровня, что его прочили в премьер-министры. В начале 90-х годов Борис Ельцин предложил эту должность Святославу Николаевичу, но… тот категорически отказался, подозревая, что станет некоей марионеткой в руках настоящих руководителей новой России. «Наша нынешняя демократия – это ложь, – говорил Фёдоров. – И самый главный грабитель – правительство».

Впрочем, это мнение не помешало ему стать одним из отцов-основателей некоторых политических партий и движений, стать членом Государственной Думы и даже выдвинуть свою кандидатуру на пост Президента на выборах 1996 года.

Среди самых известных политических поступков Святослава Фёдорова можно выделить создание Партии самоуправления трудящихся и письмо Борису Ельцину. В 1993 году, который ознаменовался штурмом Белого дома, знаменитый офтальмолог от имени сотрудников МНТК «Микрохирургия глаза» подписал письмо Президенту с требованием отменить указ о роспуске парламента и восстановить системы жизнеобеспечения Белого дома, заложниками которого стали депутаты. «Самые жесткие властители мира топили врагов своих в крови. Вы же решили утопить своих граждан, простите, в фекалиях» - написал Святослав Фёдоров.