2016-08-24T03:07:23+03:00

Смоленскому музею-заповеднику подарили акварели Франца Ниссена

Над ними художник работал в 1942-1943 годах
Ирина РОМАНОВА
Фото: Ирина РОМАНОВА
Изменить размер текста:

Несмотря на то, что 1150-летний юбилей Смоленска уже отгремел, учреждения культуры града на Днепре продолжают получать подарки. Так, 28 сентября председатель общественной организации «Круг друзей Смоленск – Хаген» Ханс-Вернер Энгель передал в дар Смоленскому государственному музею-заповеднику 18 картин Франца Ниссена. Эти работы художник создал в 1942-1943 годах, запечатлев в своих акварелях оккупированный Смоленск.

- Эти картины эти были написаны в Смоленске, - пояснил Ханс-Вернер Энгель, - во время войны, когда Франц Ниссен служил писарем. После смерти мастера его родные не знали, что делать с этими произведениями, тем более что они давно потеряли связь с Россией. Но затем внучка художника вышла на наше общество «Круг друзей Хаген – Смоленск», и семья Ниссена приняла решение подарить нам эти картины. Мы с большой радостью приняли этот дар, но с самого начала было ясно, что общество не может присвоить себе произведения Ниссена. После недолгих переговоров родственники художника согласились передать эти работы Смоленскому музею-заповеднику. Конечно, некоторые жители Хагена были против того, чтобы картины вернулись туда, где были написаны, но наше мнение осталось неизменным. Эти акварели, работы тушью и 9 фотографий остальных картин должны храниться здесь.

Любимой "моделью" художника стал Свято-Успенский собор. Фото: Ирина РОМАНОВА

Любимой "моделью" художника стал Свято-Успенский собор.Фото: Ирина РОМАНОВА

Родственники художника обратились в «Круг друзей Хаген – Смоленск» в 2012 году, но сразу встал вопрос, как перевезти в Россию картины, чью ценность подтвердили немецкие искусствоведы. На помощь пришли смоленские представители общества – Алексей Довгань и Елена Чмурова.

- Я рад, что эти работы прибыли в Смоленск, - признался Алексей Довгань. - Несмотря на то, что Франц Ниссен писал эти картины, будучи довольно молодым, они выполнены с высоким профессионализмом, а наш город изображен очень детально. Я думаю, это прекрасные образцы немецкого искусства, которые займут достойное место в экспозициях галереи.

Пока что руководство Смоленского музея-заповедника в раздумьях, как использовать этот подарок, ведь сотрудники этого учреждения культуры познакомились с произведениями Франца Ниссена фактически только на церемонии передачи картин. Впрочем, кое-какие планы уже наметились.

Смоленский костёл также занял почётное место в акварелях Франца Ниссена. Фото: Ирина РОМАНОВА

Смоленский костёл также занял почётное место в акварелях Франца Ниссена.Фото: Ирина РОМАНОВА

- Буквально сейчас родилось решение устроить небольшую выставку, - поделился идей с представителями СМИ директор Смоленского музея-заповедника Николай Соловьев. - Мы искренне благодарны родственникам Франца Ниссена, которые решили передать картины нашему музею. Они для нас бесценный дар. Эти работы востребованы как с точки зрения искусствоведения, так и с исторической точки зрения. Такие акты позволяют восполнить музейные фонды, которые, как известно, пострадали в ходе Великой Отечественной войны. Также этот подарок является очередным кирпичиком в восстановлении отношений, дружбы между двумя народами.

По предварительным данным работы Франца Ниссена будут выставлены в Художественной галерее. Дата и время открытия экспозиции уточняются.

СПРАВКА «КП»

Франц Ниссен родился 18 марта 1904 года в городе Ратингене в низовьях Рейна. Позже его семья переехала в Кёльн, где Франц приобрел профессию художника по витражам. До начала Второй мировой войны он, действительно, работал в качестве художника по витражам, реставратора, иконописца, дизайнера витрин и плакатов.

В 1940 году его забрали в армию, так Франц Ниссен попал на восточный фронт, служил писарем в Смоленске. Здесь в свободное от работы время он рисовал портреты и городские пейзажи, особое внимание уделяя храмам. В частности, любимой «моделью» художника был Свято-Успенский собор.

После войны Франц вернулся в Германию, в Тюрингию, где снова вернулся к любимому дело. Он организовал несколько успешных выставок и создал знаменитую фреску «Тайна вечеря»(1946 г.) в церкви города Клодра. Пик славы художника пришелся на 50-е прошлого столетия. В это время он создал витраж с историческим видом Кёльна над главным входом в здание железнодорожного вокзала.

В 60-е годы ХХ века мастер работал с витражами в США, в Техасе и Миннесоте, а под конец жизни вновь вернулся к портретам.

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также