2016-08-24T03:03:02+03:00

Занимательные факты из истории почты

161 год назад в Англии появились первые почтовые ящики. Удивительно, но они благополучно дожили до эры электронных писем. В истории связи есть много других ярких моментов, о самых необычных мы рассказываем вам
Ирина РОМАНОВА
Почтовые ящики на стене дома - тренировка для почтальона.Почтовые ящики на стене дома - тренировка для почтальона.Фото: Ирина РОМАНОВА
Изменить размер текста:

23 ноября 1852 года стало радостным днём для любителей эпистолярного жанра. Именно тогда, 161 год назад, в Англии появился первый почтовый ящик для сбора корреспонденции. Был он сделан из чугуна и отличался приятным, как сообщают некоторые источники, тёмно-каштановым цветом. До этого времени в качестве почтовых ящиков британцы использовали всё, что не пригодилось в хозяйстве – старые башмаки, большие мешки, а иногда в ход шли даже дупла деревьев.

Удивительно, но факт: почтовые ящики дожили до эры электронных писем, однако сдавать свои позиции не собираются. И до сих пор живут на белом свете чудаки, предпочитающие клавиатуре чистый лист бумаги, ручку и тонкий конверт с маркой. Так, может, стоит вспомнить, с чего всё начиналось и в чем прелесть написанных от руки писем и любовно упакованных посылок?

Немецкому дубу до сих пор шлют письма...

Немецкому дубу до сих пор шлют письма...

1. Почтовый ящик для влюблённых. Как ни странно, но самые первые почтовые ящики появились не в Великобритании, а в Италии, во Флоренции. Правда, выполняли они немного другую функцию – сбора анонимок, то есть доносов. В ящичек на дверях ратуши можно было преспокойно сунуть кляузу на соседа-учёного или философа, придерживающегося прогрессивных взглядов, на политика, который любит ходить налево, разумеется, на ведьм, практикующих «контакты с дьяволом», и прочее, прочее, прочее.

Но самый любопытный в истории отделений связи почтовый ящик «живёт» в Германии. Причем, форма его весьма и весьма далека от общепринятого ныне стандарта. Это обычное дупло в стареньком дубе. Дело в том, что именно это самое дупло связало крепкими узами брака двух влюбленных.

В конце XIX века один немецкий лесник заметил, что его дочь неравнодушна к некоему молодому человеку, и… запретил ей видеться с кавалером. Но куда там! Парочка не сдавалась, решив заменить свидания нежной перепиской. В качестве ящика влюблённые приспособили дупло в дубе. Лесник, увидев, что запреты не помогают, дал-таки своё согласие на свадьбу, и молодые люди поженились прямо под тем самым дубом.

После этого события народная молва приписала дереву чудодейственные свойства. Мол, этот дуб и его дупло помогают соединиться двум половинкам. Вал писем и записок тут же обрушился на стойкое дерево. Поначалу он принимал корреспонденцию исключительно от жителей Германии, а затем «в дуб» стали писать все, кому не лень.

Из-за непрекращающегося потока писем местным властям пришлось присвоить лесному жителю официальный почтовый адрес - Bräutigamseiche, Dodauer Forst, 23701 Eutin. Любой желающий может прийти к древу, достать письмо, прочитать, а затем ответить на него. За годы работы этого необычного почтового ящика было заключено более сотни браков.

Не удивляйтесь, если обнаружите в посылке кирпич. Это кто-то решил повторить эксперимент бизнесмена из штата Юта.

Не удивляйтесь, если обнаружите в посылке кирпич. Это кто-то решил повторить эксперимент бизнесмена из штата Юта.

2. Ты пошли себе… кирпич! Сложно сказать, когда появилась первая посылка, и кто был её отправителем. Вполне возможно, глиняные таблички жителей Месопотамии считались не только ценными письмами, но и бандеролями. Однако достоверно известно, что с приходом века посылок жить стало легче и даже веселей.

Что только люди не отправляли! И ткани, и фрукты, и драгоценные алмазы, и маленьких детей на лето к бабушке… Но самым предприимчивым отправителем оказался некий бизнесмен из штата Юта.

В 1913 году американская почтовая служба стала предлагать отправку посылок внутри страны, чем и решил воспользоваться вышеназванный господин. Джентльмен из городка Вернел прикинул, что посылка – самый дешевый способ отправить… стройматериалы, и с помощью почтовой службы отправил к себе на малую родину 80 000 кирпичей (на расстояние 676 километров) для строительства банка. Бизнесмен обернул каждый кирпичик и сформировал небольшие посылочки.

Неизвестно, сколько часов служащие отделения связи ставили печати на посылках, но после этого случая почтовое ведомство США тут же установило дневной лимит посылок на одного гражданина. 91 килограмм - и точка.

Денежные переводы голубиной почтой? Для этих птиц нет ничего невозможного.

Денежные переводы голубиной почтой? Для этих птиц нет ничего невозможного.

3. Феномен глубиной почты. Даже в наш век скоростей, железных дорог и авиа отправлений, голубиная почта не теряет своей популярности. Сегодня услугами пернатых почтальонов пользуются около 60 стран мира. Причем, птицы могут переносить не только послания на бумаге, но и небольшие «посылочки». Например, в удаленных районах Англии и Франции голуби работают «больничными посыльными», доставляя в учреждения здравоохранения пробы крови. А вот в Афганистане и Накистане наркобароны используют ни в чем неповинных летунов для доставки героина.

Кстати, династия Ротшильдов разбогатела благодаря голубиной почте. Натан Ротшильд первым смекнул, что тот, кто владеет информацией, владеет миром, и… стал использовать пернатых себе во благо. Корреспонденцию с важными известиями и необходимыми данными, банкиру приносили птицы. И делали они это в разы быстрее курьеров-людей. Так, например, весть о поражении армии Наполеона при Ватерлоо дошла до Ротшильдов на три дня раньше, чем до английского правительства.

Владислав Коваль, будучи студентом, нарисовал марку имени себя.

Владислав Коваль, будучи студентом, нарисовал марку имени себя.

4. Маленький квадратик. Почтовые марки появились в начале XVIII века, правда, украшали ими только письма на очень дорогой бумаге. Те, кто не мог позволить себе такую роскошь, просто платили почтовый сбор за пересылку письма. Но в 1840 году всё резко поменялось. Генеральный почтмейстер Великобритании Рональд Хилл ввёл в оборот марки для всех – и богатых, и бедных. Это принесло небывалый коммерческий успех почтовому ведомству Англии. Марки стали не только клеить на конверты и открытки, но еще и коллекционировать. Цена редких экземпляров знаков почтовой оплаты сразу взлетела до небес.

Видимо, памятуя о дороговизне некоторых марок, советский художник Владислав Коваль собственноручно нарисовал марку имени себя. В 1971 году он поступил в Московский полиграфический институт и, как любой другой студент, регулярно писал письма родным. Отправляя очередное письмо, Владислав нарисовал знак почтовой оплаты со своим автопортретом. Надпись на марке гласила «Советский художник-график В. Э. Коваль — 1973 г.».

Как ни странно, зоркие советские почтовики проморгали подделку и со спокойной душой отправили письмо по указанному адресу.

Ямщик - одна из почётных профессий на Руси.

Ямщик - одна из почётных профессий на Руси.

5. «Ямщик, не гони лошадей!» Россия также не отставала от всемирного почтового движения. К XVI веку дорожная сеть страны так разрослась, что возникла необходимость в создании органов, способных ее контролировать. Так в 1516 году появился Ямской приказ, ведавший всеми грузоперевозками и почтовыми отправлениями вплоть до 1730 года.

Кстати, первыми ямщиками были не перевозчики, а именно смотрители ямов – дорожных станций, расположенных между городами. На этих станциях первые «дальнобойщики» могли отдохнуть, согреться, получить новую порцию корреспонденции, поменять лошадей. Чуть позже ямщиками стали называть уже тех, кто перевозил ценные грузы и письма.

И несмотря на проблему дорог, что наблюдалась на Руси всегда, почта приходила в срок. Письма из Москвы в Новгород ямщики доставляли за неделю, а корреспонденцию из столицы в Архангельск – всего за 10 дней.

А еще русские почтовики-перевозчики очень любили петь. И из этой любви вырос целый жанр ямщицких песен. Самая известная из этих песен, конечно же, «Ямщик, не гони лошадей». Вот только об истории её создания мало что известно. Неизвестны точные даты написания текста и музыки, также неизвестно стало ли это произведение неким ответом на романс «Гони, ямщик!». Зато история сохранила имена создателей этой песни. Стихи написал поэт Николай Алексеевич фон Риттер, а над музыкой колдовал Яков Лазаревич Фельдман.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также