Звезды

На «Смоленском ковчеге» разыгрались шекспировские страсти

Спектакль «Макбет», представленный гостями из Витебска, завершил четвертый день Международного фестиваля «Смоленский ковчег»
Шекспировскую трагедию «Макбет» представил на суд зрителей белорусский драмтеатр имени Якуба Коласа.

Шекспировскую трагедию «Макбет» представил на суд зрителей белорусский драмтеатр имени Якуба Коласа.

Фото: Виктория СИДОРЕНКО

Самое сложное – прожить жизнь и остаться человеком. Эта мысль является лейтмотивом шекспировской пьесы «Макбет», представленной Национальным академическим драмтеатром им. Якуба Коласа из Витебска.

Действие на сцене переносит зрителей в Англию и Шотландию XI века, где кузен короля, отважный Макбет (Юрась Цвирка), разгромил войска Макдональда и ирландцев, а затем одержал верх над силами короля Норвегии. По дороге в Форрес он встречает трех ведьм, предрекших ему титул Кавдорского тана, а потом и вовсе королевский престол.

Предсказания ведьм начинают сбываться, и сам Макбет уже не может успокоиться, возжаждав взойти на трон. Однако ему все еще не хватает решимости пойти на убийство ближайшего соперника – Дункана. Как вовремя на «помощь» ему приходит жена, леди Макбет (Ирина Цишкевич), приготовив сомневающемуся супругу план идеального убийства.

Конечно, Макбет боится возмездия за столь неслыханное злодеяние, но жажда власти не оставляет его. Во время пира он проникает в спальню Дункана и совершает убийство, позволяя леди Макбет окончательно избавиться от следов преступления. Безжалостная женщина лишь смеется над неуместной чувствительностью мужа. Казалось бы, теперь все позади, но…

Сцена из спектакля "Макбет".

Сцена из спектакля "Макбет".

Фото: Виктория СИДОРЕНКО

В Форреском дворце супруги, облачившись в королевские одежды, дают ужин. В то же время по навету злодея совершается еще одно убийство – двое слуг направлены похитить жизнь у соучастника Макбета – Банко. Во время пиршества слуги докладывают об успехе миссии, но внезапно сознание Макбета затмевается: он видит на королевском месте за столом окровавленного мертвеца. Гости не понимают, к кому повелитель обращается с гневными речами. Леди Макбет спешит объяснить странности мужа болезнью.

Макбет потерял покой и сон, ему необходимо услышать еще одно пророчество – и он вновь обращается к ведьмам. Призванные колдуньями высшие духи оставляют три предостережения: первое – о том, что Макбету нужно беречься одного из поданных – Макдуфа; второе обещает, что никто из рождённых женщиной, не одолеет короля в бою; и третье говорит о неуязвимости Макбета до тех пор, пока Бирнамский лес не пойдёт на Дунсинанский замок.

Король в восторге от предсказаний — ему некого и нечего бояться, однако вместо самого Макдуфа, спешно бежавшего в Англию, находит лишь его семью. Посланные убийцы закалывают детей и жену подданного.

Узнав о жестокой расправе над близкими, Макдуф (Георгий Лойка) спешит отомстить узурпатору. В сравнении с этим праведным гневом – равнодушие Макбета, узнавшего о самоубийстве жены, измученной чувством раскаяния. Король лишь отмахивается, не скрывая досаду, – не вовремя! Схватка с Макдуфом ему также назойлива – он не боится его, как и всякого рождённого женщиной. Видя в живую противника, он, смеясь, говорит ему об этом напрямую. Но тут же выясняется, что Макдуф не был рождён. Его до срока вырезали из материнской утробы. Отчаяние Макбета безгранично, но бросать оружие и сдаваться он не собирается. Враги бьются насмерть, и король, захвативший обманом трон, оказывается повержен.

Для того, чтобы прийти к власти, Макбет решился на убийство. Его сообщницей стала жена.

Для того, чтобы прийти к власти, Макбет решился на убийство. Его сообщницей стала жена.

Фото: Виктория СИДОРЕНКО

Трагедия в двух действиях в сценической редакции Александра Дударева была представлена на белорусском языке, но для русскоязычной публики это не стало преградой. Сюжет трагедии известен, но оттого не менее актуален – жажда власти и денег, толкающая на преступление, сохранение собственной чести и достоинства в лучах славы, желание быть неуязвимым для оппонентов – эти злободневные темы в интерпретации большой труппы драматического театра имени Якуба Коласа звучат как никогда современно в свете последних политических событий в мире.

– Я всегда ищу такой материал, чтобы актер-личность имел возможность высказаться, для этого мы все должны быть очень опытными. Насколько глубоко мы сможем проникнуть в эту историю, настолько удачным и понятным для зрителя будет спектакль. Здесь нам хотелось выйти за пределы привычного, – прокомментировал постановщик Валерий Аксененко. За пределы привычного белорусский театр вышел и в плане оформления сцены. В качестве декораций были представлены два огромных полотна, с разорванными в клочья краями. Раздуваемые, будто в сильный шторм не видимыми зрителю вентиляторами, они добавляли происходящему молчаливую таинственность и возвышенную трагичность: это и кровавые стены в пещере ведьм, и место убийства Дункана, и сопровождение к трагичному известию для Макдуфа о смерти семьи. Второй запоминающейся чертой сценографии стала декорация с множеством железных панцирей, символизировавших огромное войско за спиной победившего воина. Неожиданным стало появление короля и королевы Макбет прямо из зрительного зала. Облаченными в шикарные одежды с длинными мантиями, актеры прошли мимо множества рядов, и, взявшись за руки, не менее величественно взошли по ступенькам на сцену, будто на трон.

В завершении вечера зрители аплодировали актерской труппе стоя.

Витебской труппе в Смоленске аплодировали стоя.

Витебской труппе в Смоленске аплодировали стоя.

Фото: Виктория СИДОРЕНКО

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ Спектакль «Макбет», поставленный Валерием Аксененко с артистами Республиканского театра белорусского драматургии, на Международном фестивале в Шотландии назван «театральной явлением, которое не имеет аналогов в 50-летней истории Эдинбургского театрального фестиваля. По словам иностранной газеты «Scottish art» (август 1996 года), «зрители увидели уникальный синтез феерии, страсти и насилия... ». ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ «Смоленский ковчег» открылся спектаклем о поручике Ржевском. Белорусский государственный академический музыкальный театр порадовал зрителей гусарским водевилем (читать далее)

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Спектакль «Макбет», поставленный Валерием Аксененко с артистами Республиканского театра белорусского драматургии, на Международном фестивале в Шотландии назван «театральной явлением, которое не имеет аналогов в 50-летней истории Эдинбургского театрального фестиваля. По словам иностранной газеты «Scottish art» (август 1996 года), «зрители увидели уникальный синтез феерии, страсти и насилия... ».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ «Смоленский ковчег» открылся спектаклем о поручике Ржевском. Белорусский государственный академический музыкальный театр порадовал зрителей гусарским водевилем (читать далее)