Премия Рунета-2020
Смоленск
+7°
Boom metrics
Звезды8 декабря 2014 9:23

Николай Носков: «Многие вещи смоляне услышат впервые»

За несколько дней до концерта в «Губернском» Николай Носков дал КП интервью по телефону
Николай Носков выступит в Смоленске после долгого перерыва. Фото из архива артиста.

Николай Носков выступит в Смоленске после долгого перерыва. Фото из архива артиста.

Николай Носков продолжает удивлять своих поклонников. 10 декабря в «Губернском» он выступит с совершенно новой концертной программой, в поддержку которой отправился в большой гастрольный тур по стране. «Трилогия» - это не просто концерт, это музыкальный спектакль, на котором будут исполнены и совершенно новые песни, и уже хорошо знакомые и известные хиты в новой, неожиданной аранжировке. «Трилогию» Николай Носков исполнит в сопровождении пианино, клавишных и перкуссии и, конечно же, струнного квартета Magnetic Fantasy, с которым гастролирует уже несколько лет.

Концерт Носкова, несомненно, станет одним из самых ярких музыкальных событий Смоленска в уходящем году. «Комсомолке» удалось пообщаться с музыкантом по телефону и задать Николаю Ивановичу несколько вопросов о грядущем шоу, ближайших творческих планах и особом отношении артиста к Смоленску и смоленской публике.

- Николай Иванович, «Трилогия» - это новый, качественно иной этап в вашем творчестве. Уход от рок-н-ролльной стилистики временный?

- Я же не живу в замкнутом своем совершенном мире. Я живу в том же мире, что и все. И он влияет на меня так же, как и на остальных. В какой-то момент мне просто захотелось отдохнуть от рок-н-ролла, и появился квартет, балладные вещи, исполненные символического романтизма. Затем были поиски духовного плана: путешествия в Тибет, Индию, Перу…

- В конце ноября на радио состоялась премьера вашей новой песни «Оно того стоит».

- Да, сейчас я пишу новый альбом, который так и будет называться - «Оно того стоит». Он весь рок-н-ролльный, очень жесткий: это касается и текстов, в которых я старался быть совершенно откровенным, и музыки. Поэтому от рок-н-ролла я никуда не ушел. Он так и остался как инструмент выражения сегодняшнего времени, очень жесткого и агрессивного.

- В новую концертную программу вошли романсы на стихи Гумилева и Пастернака. Можно ли их назвать вашими любимыми поэтами?

- Гумилев не только поэт для меня. Это личность, это человек, с которым у меня интересная, необычайная и непонятная даже мне самому связь. Когда я работал над его стихами, я чувствовал совершенно невообразимое, порой было такое ощущение, что он рядом стоит. Пастернак... нет, я бы не сказал, что он мой герой. Это величайший поэт, писал очень оригинально, можно сказать, гениально, но он совершенно не мой герой. Гумилев – да. Я пробовал вставить в концерт балладу на стихи Есенина. Не получилось, я почувствовал, что они вообще в концерт не ложатся.

Гумилев и Пастернак – единственные, на ком я остановился. Понимаете, нельзя же петь всех подряд. Я выбрал Гумилева, потому что на самом деле чувствую какую-то связь с ним. Он где-то рядом со мной - великий путешественник, творческий человек. Поэт Гумилев сделал себя сам, он не родился гением, как Пушкин. В этом мы похожи. У меня нет специального музыкального образования. Я просто чувствовал, что музыка меня ведет, и поэтому стал музыкантом… музыкантом поневоле. Не от того, что есть нечего, а от того, что без музыки невозможно мне. Больше из поэтов я, пожалуй, и не назвал бы никого, кого бы мне хотелось петь из классиков. Может быть, еще Хлебников меня вдохновляет. Но его петь трудно… выразить ритмическую составляющую его стиха очень сложно. Это же санскрит. Хлебников серьезно изучал его. Я как человек, немного интересовавшийся этим вопросом, могу откровенно сказать, что ритмика стихов Хлебникова схожа со священными песнопениями.

- Раз уж заговорили о литературе, не могу не спросить: есть ли у вас настольная книга, к которой вы обращаетесь постоянно в поисках ответов на мучающие вас вопросы?

- Я давно перестал читать художественную литературу. Современные авторы меня вообще не интересуют. Они, по-моему, больше… не знаю, как это поточнее выразить, поэтому не буду говорить. Настольная книга у меня сегодня – это Ильин, русский философ, и Лев Толстой. Но у Льва Николаевича я читаю именно его философские труды. Художественная литература, в которой описываются отношения мужчин и женщин и тому подобное, меня как-то перестала волновать. Кстати, я бы Ильина и Толстого не назвал писателями. Это мыслители. Писатели меня перестали интересовать. Помните, как у Булгакова: поэтов много, а мастер один или два. Ильин и Толстой – это и есть мастера.

- «Трилогия» - это концерт-спектакль. Какой месседж он несет зрителям?

- Сейчас мир вокруг нас стремительно меняется. Как писал Хлебников: «И старый мир - он умер на скаку! И над покойником синеет незабудка». Старый мир отмирает, уходит, но ценности, за которые сейчас борется Россия, они вечные. Любить людей, любить мир, любить природу, быть открытым – вот главный месседж моих концертов. Таковым он был всегда и будет.

- Концерт в Смоленске имеет для вас какое-то особое значение в связи с тем, что вы родом из Гагаринского района?

- В Смоленске я по большому счету на своей родине. С концертами не был здесь уже очень давно, поэтому на концерте 10 декабря смоляне многие вещи услышат впервые.

- Возникает желание съездить в Юрино, походить там по знакомым с детства местам, повспоминать?

- Я уже давно мечтаю об этом. В этом году вообще как-то очень сильно захотелось туда съездить. У меня даже в Google Earth стоит закладочка на Юрино. И я, когда захожу в Сеть, смотрю на это село, в котором родился. Видел дом Гагариных в Клушине, тоже в Сети на фото. Деревянный такой домик, крытый соломой. Я родился и жил точно в таком же.

- В детстве, наверное, мечтали космонавтом стать?

- А как же! Как и тысячи советских мальчишек. И моряком еще хотел. Моряком - сбылось. Я служил в морской авиации, поэтому в чем-то моя детская мечта сбылась. Как-нибудь летом непременно выберусь в Юрино, на родину свою. Тянет походить, грибы в лесу пособирать. Наверное, даже этим летом. Лучше летом, потому что дороги... Смоленщина несчастная всю жизнь защищала Москву, стояла таким форпостом, и всю жизнь она такая убитая и нищая. Меня это, честно говоря, очень обижает.

10 декабря

КДЦ «Губернский»,

Улица Маршала Жукова, 4.

Тел. 38-90-02.

Цена билетов от 1200 до 2600 рублей.