Общество26 марта 2015 10:30

Путешественник налегке. 72-летний велотурист из Волгодонска доехал до Смоленска

Александр Гречкин на велосипеде путешествует по местам сражений Великой Отечественной войны
Александр Гречкин путешествует на велосипеде по местам великих сражений Великой Отечественной войны.

Александр Гречкин путешествует на велосипеде по местам великих сражений Великой Отечественной войны.

«Жена спрашивает: «Когда ты поумнеешь?» Я ей говорю: «Мать, мне 72 года, как думаешь, когда я поумнею? Не дождешься!» – смеется Александр Гречкин, вспоминая, как месяц назад родные провожали его в очередное дальнее путешествие. Александр Степанович, велопутешественник с тридцатилетним стажем, задался целью почти за 70 суток проехать семь тысяч километров. Его маршрут – города-герои, города воинской славы и знаковые места, связанные с Великой Отечественной войной. На его двухколесном друге только два небольших рюкзака, в одном из них провиант, в другом – самое необходимое в путевой жизни: палатка, горелка, теплые вещи, фотоаппарат и записная книжка.

24 февраля он выехал из Новороссийска, а 25 марта добрался до нашего города.

Новая жизнь

Александра Степановича знают во многих уголках нашей страны, а в тематических сообществах велосипедистов в социальных сетях можно найти отдельные темы, посвященные ему и его путешествиям. Велопробегами мужчина увлекается больше тридцати лет. За это время он побывал не только в разных концах России, но и за границей (в 1999 году он доехал на велосипеде до Мюнхена). А началось все, как он говорит, от усталости и желания изменить образ жизни.

«У меня и раньше работа была разъездная – что говорить, 30 лет вахтовой жизни. Ездил в командировки на Чукотку, Таймыр, на БАМе работал, в Москве строил олимпийские объекты. А в 1981 году вернулся с севера и решил начать новую жизнь, – вспоминает Александр Степанович. – Выбросил сигареты, вино, начал заниматься, разработал для себя систему. Вот Поль Брэгг (известный американский пропагандист здорового образа жизни и питания. – Прим. авт.) для меня великий человек был. А потом на велосипед сел. До сих пор езжу».

Цель Гречкина - почти за 70 суток проехать семь тысяч километров и побывать во всех знаковых местах, связанных в Великой Отечественной войной. Фото Евгений ПОКРОВСКИЙ.

Цель Гречкина - почти за 70 суток проехать семь тысяч километров и побывать во всех знаковых местах, связанных в Великой Отечественной войной. Фото Евгений ПОКРОВСКИЙ.

Первым большим велопутешествием для Александра Гречкина стала поездка на Азовское море, которое они объехали вместе с приятелем. Сегодня в его копилке три десятка путешествий. В нынешнем он встретит свой 73-й день рождения.

«Три года назад я решил объехать все республики, которые у нас есть, и все автономные образования, включая Абхазию, Осетию. Видел Горный Алтай, Ханты-Мансийск, Салехард, Нарьян-Мар (туда паромом добирался, дороги нет). В прошлом году доехал до столицы Тывы Кызыла, родины нашего министра обороны Шойгу. Экзотика. Вот едешь – место там есть, называется Долина царей – слева горы, справа. Оттуда по приданию скифы начинали свои походы, набеги. В Удмуртии хотел заехать к «Бурановским бабушкам», но они были на гастролях, я их не застал. Почти все республики я проехал – остались только те, куда можно только самолетом добраться», – делится походными впечатлениями велопутешественник. В прошлом году он проехал 1700 километров по Крыму.

В память о папе

Александр Степанович родился в самый разгар Великой Отечественной войны, в 1942 году. Его отец и старшие братья были на фронте. «Всю войну прошли», – не скрывая гордости, говорит он. Именно поэтому в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне он решил отправиться в велопробег и посвятил его этой знаменательной дате, маршалу Победы Жукову и советским солдатам.

Его маршрут –7000 километров пути через города-герои, города воинской славы и места, где происходили крупные события той войны. «Хотел в Донецк и Луганск попасть, но таможня меня не пустила. Очень большой кусок Белоруссии захватил – 650 километров: Кричев, Могилев, Минск, Хатынь. Хатынь – это, конечно, трагедия. Без слез там нельзя. 336 деревень сожгли, из них 186 с людьми! А вот сейчас Украина идет по этому пути. Ничего нет страшней войны. Все остальное можно вытерпеть», – говорит путешественник.

Основные сложности в пути – это деньги, признается он. Бюджет путешествующего велосипедиста более чем скромный: только на самое необходимое, включая билеты в музеи. Ночует он в палатке, в некоторых городах ему предоставляют ночлег те, кто знает о его путешествии. Останавливаться в гостиницах Александр Степанович не хочет не только из желания сэкономить: «Иногда, особенно летом, можно и до 10, и до 11 вечера ехать, так что палатка – это очень удобно: едешь, едешь, потом на обочине где-нибудь палатку разобьешь».

Смоленская страничка в маршрутной книге Александра Гречкина. Фото Евгений ПОКРОВСКИЙ.

Смоленская страничка в маршрутной книге Александра Гречкина. Фото Евгений ПОКРОВСКИЙ.

В Смоленске он пробыл недолго – выбился из графика и нужно наверстывать больше 250 километров. «Очень мало посмотрел, собор ваш видел, красивый очень, – говорит он. – Вообще, конечно, город смотрится. Окраины грязноваты, но это удел всех российских городов. Мне кажется, Смоленск нужно смотреть на машине или на велосипеде. Все эти ваши дороги – вверх-вниз, вверх-вниз».

Путевые заметки

«Я люблю Россию. Абсолютно непредсказуемая страна!» – говорит Александр Степанович. Все свои впечатления, путевые заметки, наброски он записывает в ежедневник, туда же аккуратно вклеивает визитки людей, которые его встречали, а если ему помогают устроиться на ночлег в каком-то учреждении, просит поставить печать.

«У меня таких записей полчемодана! Книга считай уже готовая. Издать, конечно, хотелось бы ее, но на это нужны деньги», – говорит он.

Фотоаппарат - обязательный спутник во всех велопутешествиях Александра Гречкина. Фото Евгений ПОКРОВСКИЙ.

Фотоаппарат - обязательный спутник во всех велопутешествиях Александра Гречкина. Фото Евгений ПОКРОВСКИЙ.

Почти во всех городах, где уже побывал Александр Степанович, его встречали тепло – журналисты и местные жители. «Люди встречаются самые разные. Только скажешь, что здесь прекрасные люди, они тебе такую пакость сделают! – улыбается велосипедист. – Как сама жизнь. Черная полоса, белая».

Впереди у Александра Степановича были еще 14 городов, больше половины пути. Финишировать он планировал 7 мая в своем родном Волгодонске.

1 апреля 2015 года на 290 километре автодороги Москва — Санкт-Петербург в Тверской области Александра Гречкина сбил грузовик. Велопутешественник скончался на месте.

Редакция газеты и сайта «Комсомольская правда – Смоленск» выражает искренние соболезования родным и близким Александра Гречкина, отважного путешественника и настоящего Человека. Встреча с ним вдохновила нас и помогла понять, что границы возможого для человека отсутсвуют.

Александр Гречкин почти каждый день выходил к нам на связь в прямом эфире радио "Комсомольская правда". Был невероятно жизне- и человеколюбив, рассказывая не о тяготах и проблемах пути, сколько о хороших людях, встретившихся по дороге. Он стал уже нам как родной, "наш дед". В память о нём мы оставляем на сайте архив передач, в которых он выходил в прямой эфир радио "Комсомольская правда" по пути движения...