Сотрудники аэропортов без дела не сидят.
Фото: Кирилл ВЕРШИНИН
Аэропорты юга России вот уже больше двух месяцев закрыты - самолеты не отправляют и не принимают из-за спецоперации на Украине. Аэродромы пустуют, безлюдно и в залах ожидания. Ограничения на полеты снова продлили. Но сотрудники аэропортов без дела не сидят. Заглянули в краснодарский аэровокзал и увидели, чем же они заняты, пока нет пассажиров.
Аэропорт закрыт больше двух месяцев.
Что с «сердцем» воздушного причала
- Аэропорт слишком сложная и большая структура, чтобы в одночасье отправить всех сотрудников в простой, - говорит руководитель пресс-службы группы компаний «Аэродинамика» Виталий Коренюгин. - Административные отделы продолжают работать с полной нагрузкой. Службы эксплуатации занимаются ремонтом и обслуживанием аэровокзального комплекса и территории рядом. Во временном простое находятся лишь некоторые сотрудники службы наземного обслуживания и организации перевозок – то есть те, кто связан с вылетами-прилетами и работой с пассажирами. Но даже в такой ситуации они продолжают получать зарплату. Остальные – на посту.
Заходим в диспетчерскую - это мозг авиасообщения, а его сотрудники - режиссеры воздушного движения. Лишь на первый взгляд работа здесь кажется несложной – принимай да сажай самолеты. На самом деле авиадиспетчеры, как саперы, – никогда не должны ошибаться. И закрытие аэропортов – повод еще раз отточить мастерство.
Диспетчерская - это мозг авиасообщения, а его сотрудники - режиссеры воздушного движения.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
- Почти каждый день тренируемся – изучаем нормативные документы, посещаем конференции, сдаем зачеты, - говорит одна из диспетчеров краснодарского аэропорта. – Ну и отрабатываем, как действовать в чрезвычайных ситуациях.
Форс-мажор моделируют на компьютере. Создают, как говорят авиаспециалисты, внештатную ситуацию. Например, загорелся самолет в воздухе или отказал двигатель. Диспетчер должен среагировать молниеносно и выдать ответ, как будет действовать во время ЧС. От скорости принятого решения зависят человеческие жизни.
- За секунды должны принять решение, не растеряться, - говорит диспетчер. – Так что учеба никогда не бывает лишней.
На аэродроме шумит техника
Для того чтобы перрон и взлетно-посадочная полоса в любое время года были готовы принять самолеты, а сами воздушные суда вовремя обслуживались и без задержек доставляли пассажиров, в аэропорту работает огромный парк различной техники. И сотрудники воздушной гавани регулярно проходят тренировки по работе с ней.
Во время простоя сотрудники аэропорта взялись за ремонт.
Так, например, на площадке проверяли, как сотрудники управляют транспортером для выгрузки и загрузки багажа, а также как справляются с подъездом и отъездом пассажирского трапа от самолета - его роль временно выполняет макет.
Учится и аварийно-спасательная служба. Тренировки для них организуют на специально оборудованном полигоне. Он расположен на безопасном удалении от аэродрома.
Самолет потушили в считанные секунды.
На одной из последних проверок было по-настоящему жарко. По легенде учений, при посадке Boeing 737–800 со 120 пассажирами на борту выкатился за пределы полосы, из-за чего разлилось топливо и начался пожар. Роль пострадавшего судна по традиции выполнял «ветеран» аэропорта – тренировочный ЯК-42.
Аварийно-спасательная команда справилась со своей работой. Искусственно созданный пожар успешно потушили за секунды, а «пострадавших» эвакуировали.
Важно, чтобы сотрудники были в тонусе даже во время простоя.
Тем временем другие сотрудники занимаются обновлением поля для самолетов. Вообще такие работы аэродромная служба проводит постоянно. Маркировку приходится освежать по мере выгорания или изнашивания из-за интенсивных полетов. Пока аэропорт закрыт – для покраски нет никаких помех. Проводить работы можно в любое время.
Маркировку освежают по мере выгорания или изнашивания из-за интенсивных полетов.
Фото: Светлана МАКОВЕЕВА
Кстати, вы когда-нибудь замечали, что для обозначения используют три цвета? У каждого из них своя задача. Например, белой краской наносят маркировку и специальные знаки на взлетно-посадочной полосе. Также по ним ориентируются водители спецтранспорта. Желтая разметка – только для лайнеров. По ней воздушные суда производят руление, заезжают на места стоянок. Они, кстати, обозначены уже красным. Это зоны обслуживания самолетов, куда заходить и приближаться можно только по специальному разрешению.
Пушистый багаж
Очаровательные девушки из службы организации перевозок оттачивают мастерство и улучшают качество обслуживания. В числе тех, кто это заметит, - четвероногие друзья пассажиров.
Отдельное занятие у сотрудниц - прием и обслуживание контейнера с пушистыми пассажирами.
У каждого перевозчика свои требования, и они постоянно меняются. Агенты по регистрации должны знать все нюансы и уметь ими правильно воспользоваться при оформлении билета на самолет для кошки, собаки или даже хомяка. Например, практически все авиакомпании категорически против присутствия на борту домашних грызунов. А еще под запретом - перевозка собак с… приплюснутой мордой. Но это, скорее, не ограничение, а забота о животном. Такие питомцы из-за особенностей строения головы имеют проблемы с дыхательными путями и наиболее восприимчивы к перепадам давления, температуры и стрессу.
Отдельное занятие у сотрудниц - прием и обслуживание контейнера с пушистыми пассажирами. Для полного погружения в процесс тренируются на котиках, правда, зачастую игрушечных. Ни один усатик не должен пострадать!
Со стороны персонала важно не только бережно обслужить четырехлапого, проверив его контейнер, но и не забыть про документы. Питомец - полноценный пассажир, так что его хозяин должен предъявить и ветпаспорт, и справку о прививках. И отмахнуться, мол, «вот мои усы, лапы и хвост», точно не получится.
А еще сотрудницы аэропорта всегда смогут оказать первую помощь. Сейчас свои знания оттачивают на манекенах.
Этикет - мягкая сила
Каждый диспетчер по организации пассажирских перевозок - лицо аэропорта. Поэтому требования к работникам очень высокие. Внешний вид, стрессоустойчивость и милая улыбка. Путешественники бывают разные, потому к каждому важно найти свой подход. Силу если и используют, то мягкую. Чтобы избежать конфликта, персоналу часто приходится включать в себе психолога. Потому сотрудники активно «прокачивают» навыки коммуникации, в том числе на английском языке. А еще персонал аэропорта тщательно изучает теорию гостеприимства. Кстати, информацию черпают из таких направлений, как гостиничный и ресторанный бизнес. Опыт товарищей из другой сферы тоже полезен.
- Цель тренингов – развить активную вовлеченность и желание сотрудников поставить себя на место пассажира для решения вопроса, - рассказал руководитель по качеству ГК «Аэродинамика» Роман Сульдин, курирующий проведение данных тренингов. - Сотрудники фронт-линии (те, кто встречает путешественников) должны воспринимать себя как хозяина большого дома – аэропорта, нести ответственность за комфорт пассажиров, на протяжении всего времени пребывания.
КСТАТИ
Детей и взрослых позовут на экскурсии
Увидеть авиазакулисье мечтает каждый. А уж тем более дети, глаза которых горят лишь при одном виде самолетов. Для любознательных в аэропорту Краснодара сейчас готовят полезные прогулки.
- В этом году планируется провести серию профориентационных экскурсий. Они будут ориентированы на школьников и студентов. Кроме того, будут и тематические экскурсии - для специалистов различных отраслей, - добавляет руководитель пресс-службы группы компаний «Аэродинамика» Виталий Коренюгин. - Временное закрытие аэропорта позволит нам показать возможности аэропорта и тех преобразований, которые в нем ведутся. При этом никого не придется отвлекать от обслуживания пассажиров и воздушных судов.