Премия Рунета-2020
Рязань
+22°
Boom metrics
НовостиОбщество17 марта 2012 9:47

Безбожные улицы и Коммунистический переулок сотрут с лица Рязани

А остальным улицам будут возвращены исторические названия.

Возвращением к истокам озаботилась рязанская городская топонимическая комиссия. После долгих прений на свет появился список, в который входит десяток улиц в разных концах нашего города.

- Первая в списке – улица Урицкого. Ее историческое название Приклонская. Часть улицы Халтурина поменяла название на Спортивную, а часть, примыкающая к поселку Шлаковый, ждет своего наименования, – рассказал в интервью «Рязанским ведомостям» председатель комиссии Николай Булычев.

При этом речь о том, чтобы переименовать улицы с неоднозначными названиями, не идет.

- Комиссия посчитала, что давать какие-либо новые имена, например, 1-й и 2-й Безбожным улицам не имеет смысла, так как образующие их ветхие деревянные дома планируется в скором времени снести, а новостройки будут отнесены к соседним улицам: Вокзальной, Малому шоссе, Первомайскому проспекту. Мы выяснили прежнее название двух Безбожных улиц, и они оказались не лучше: 1-я и 2-я Банные.

Та же судьба, прогнозирует он, ждет и Коммунистический переулок. Все эти улицы будут стерты с лица города самим временем.

Однако принять решение и реализовать его – разные вещи. Николай Булычев признался, что работа по переименованию идет достаточно тяжело. Ведь переименование сопряжено с необходимостью финансирования и затронет интересы жителей.

- Мы и рады были бы вернуть исконные названия как можно большему числу улиц, но приходится учитывать связанные с этим неудобства горожан и возникающие расходы. Раньше жители только штампы в паспорте меняли, а сейчас большинство оформили право собственности на жилье, а это значит, что им нужно идти в БТИ, регистрационную палату, стоять в очередях, платить деньги. Средства на компенсацию расходов в бюджете найти пока не удается.

Но смена названия улиц грозит неудобством сотрудникам почты, избирательных участков, таксистам. Не говоря уже об оперативности экстренных служб. А учитывая то, что переименование улиц у нас происходит без огласки, водители скорой и пожарки могут просто не найти улицу, на которой случилась беда.

МНЕНИЕ АДВОКАТА

- У нас есть положение о возвращении исторических названий улиц, то есть, это не переименование, а возвращение, - говорит адвокат Иван Евстифеев. - То, это вполне возможно. Но существует определенная процедура, и, прежде всего, необходимо желание самих жителей улиц, то есть жителей данной улицы. Если такое желание есть, оно выражено в определенных социологических поросах, то никаких проблем не возникнет.

КОМПЕТЕНТНО

Доктор экономических наук Марина Лебедева:

- У названия улицы есть набор функций. Первая функция – утилитарная. Эта функция стоит на первом месте, в том числе и по значимости. Название улицы – это ее геоидентификатор. Когда мы хотим объяснить, где мы живем, мы просто называем улицу, на которой мы живем, без относительно ее имиджа, истории и всего остального. И лишь вторая функция названия – символическая. Где скрытый смысл соотносится со смыслом всего города, всего того пространства, которое эта улица отражает. Так вот, если первая функция не выполнена, если название не подходит, не решает определенной проблемы, не удобное для произношения, не благозвучно, плохо запоминаемо, мало знакомо, требуются большие затраты, для того, чтобы ознакомить всех, вторая функция не возникнет. Или она возникнет настолько поздно, что сменятся 2 или 3 поколения.

Что же сделать, для того, чтобы это все эффективно заработало. В первую очередь, процесс возвращения улице названия должен сопровождаться неким ярким событийным процессом, по возвращению улицы определенного носителя этого названия.

Изменения названия улицы без соответствующего изменения визуального ряда, городской среды и так далее, приводит к наплыву мнений, почему мы меняем названия, потому что это страшно неудобно утилитарно. Бизнесу надо переделывать все, от визиток, заканчивая документами, потому что в геоинформационных системах вы сразу же становитесь другой улицей, вас ищут по другим названиям, вам надо сразу сообщить всем контрагентам о том, что вы переименовались. Это огромная проблема для бизнеса.