Премия Рунета-2020
Смоленск
0°
Boom metrics
Общество27 января 2012 21:20

Сергей Маслаков: «Рейдерский захват состоялся…»

Бывший первый заместитель смоленского сити-менеджера объяснил, почему не мог продолжать работу в администрации города
Источник:kp.ru
Сергей Маслаков разъяснил мотивы своей отставки

Сергей Маслаков разъяснил мотивы своей отставки

Фото: Елена ХЛИМАНОВА

В полдень 27 января Сергей Васильевич Маслаков, в начале недели уволившийся по собственному желанию из смоленской администрации, дал пресс-конференцию, на которой рассказал о причинах своего ухода и расстановке сил в областном центре.

- Ко мне поступило немало обращений с просьбой прокомментировать причину моей отставки с поста первого заместителя главы администрации Смоленска. Я решил пригласить вас, чтобы сделать заявление, ответить на вопросы, и, наверное, поставить точку.

Осенью, когда должна была состояться одна из внеочередных сессий Смоленского городского Совета по поводу прекращении временных полномочий Маслакова и назначения нового в.р.и.п. главы администрации, я сделал заявление о том, что некая группа лиц, которую мы называем «финансово-промышленная группировка» (ФПГ), пытается захватить власть в Смоленске. После того, как на должность сити-менеджера был назначен Николай Алашеев, я считаю, этот рейдерский захват власти, как я его называю, состоялся в своем окончательном виде. Город полностью контролирует данная ФПГ. Казалось бы, что в этом плохого? Пришли новые люди, которые, по их мнению, хотят навести порядок в городе. Но факты говорят о другом.

Когда я работал с Лазаревым (а мне удалось поработать с ним недолго - около полугода), я просил его, отдать мне в управление сферу ЖКХ, но он мне отказал. Я не смог приложить свои усилия для решения многих проблем. В том числе и проблем, связанных с вывозом мусора. Когда я стал глубже вникать, работая уже заместителем главы администрации, оказалось, что компания, занимающаяся вывозом мусора, тоже под контролем ФПГ. Эти люди разными методами, в том числе и методом шантажа, пытались решить проблемы, в том числе и проблему власти. Я могу провести другие примеры. Работать с данной командой я не могу, да и сама команда подавала мне сигналы, что я не являюсь тем, кого они хотели бы видеть в администрации. В общем-то, это я понимал с момента принятия партийного решения о кандидатуре Алашеева. С того момента моя отставка была вопросом времени. С этой командой многие пытались работать, и Лазарев, и Качановский. Все мы знаем, чем это закончилось… У нас пути разошлись. Я бы хотел, чтобы все-таки какие-то перемены в городе состоялись и в нем работала нормальная власть.

- Сергей Васильевич, расскажите, пожалуйста, о ваших дальнейших планах.

- О них говорить еще рано, я пока не определился. Нужно время, чтобы осмыслить все произошедшее, понять, что делать дальше. Будут какие-то предложения - буду рассматривать. Конкретных планов пока нет.

- Вы сейчас сказали очень серьезные вещи. Многие об этом думали, но вслух никто не произносил, по крайней мере, никто из официальных лиц. Насколько можно фактически подтвердить ваши слова об участии в городских процессах этой ФПГ? Ведь то, что вы сказали, есть прямая предпосылка к тому, чтобы прокуратура, следственный комитет обратили внимание на деятельность нашей администрации. Вам будет чем подтвердить свои слова?

-Я не заявляю о том, что состоялось какое-то преступление. В компетенции правоохранительных органов провести те или иные проверки и выявить нарушения. Я говорю о том, что к власти в Смоленске пришла определенная группа лиц. И возможность участия в разного рода городских мероприятиях от имени власти дает им определенные преференции. У них есть компания, которая занимается вывозом мусора. Есть проблемы в «Жилищнике», который кредитует «Смоленский банк». Это все факты, которые косвенно говорят о том, что данная группа присутствует в Смоленске, что она влияет на него и что последствия для города, в общем-то, плачевны. А что касается какой-то конкретики, все об этом знают, но громко никто пока не говорит. Наверное, моя отставка послужила поводом высказаться - мне нужно было объяснить ее причину. Вот я и объясняю. Если до меня никто не мог сказать об это громко - пусть я буду первым.

- Непонятными являются две вещи. Первое - это ваше решение идти в паре с Лазаревым, а второй непонятный момент - это ваше неучастие в последней компании по назначению главы администрации…

-Я пришел в городскую администрацию вместе с Лазаревым в надежде, что нам удастся что-то сделать вместе. Но поработали вместе мы не долго, чуть больше полугода. Его делегировал в городскую администрацию губернатор. Я все-таки надеялся, что Лазарев будет проводить какую-то собственную независимую политику, что мы будем работать самостоятельно, независимо от каких-либо группировок и тем самым решать городские проблемы. Я Лазареву неоднократно говорил, что надо менять стратегию, что надо уходить от этой зависимости, но, к сожалению, услышан не был. Я сделал для себя определенные выводы. Долго так продолжаться не могло. Я решил, что, если в течение года изменений не будет, мне нужно уходить. Но, к сожалению, в сентябре Лазарева арестовали.

Когда избирался Алашеев, я тоже претендовал на должность главы администрации города. У меня было желание работать. Но, когда партия приняла решение поддерживать Алашеева, я, как ее член, решил подчиниться и снять свою кандидатуру. Потому что сопротивляться и идти против партийной силы непросто. Стало понятно, что из администрации мне придется уйти гораздо раньше, но решение было принято только недавно.

- Почему вы не ушли в отставку сразу после утверждения кандидатуры Алашеева?

- Последовательность событий была такова: сначала была партийная поддержка кандидатуры Алашеева, потом выдвижение Маслакова, потом снятие кандидатуры Маслакова. Все знают, что сейчас мы находимся в выборной президентской кампании, и я это понимаю, как член партии. Мой уход потребовал бы комментариев, я бы не смог от них удержаться… А я понимаю, что эта ситуация, наверное, не пошла бы на пользу этой предвыборной компании. Мне хотелось дождаться марта и после выборов уйти в отставку. И говорить, не оглядываясь на политическую ситуацию. Но мне дали понять: «Маслаков - тебе пора». Разные были посылы и сигналы, но находиться в городской администрации мне уже было невозможно, поэтому решение было принято сейчас.

- Вы упомянули губернатора. Так или иначе, он как-то влиял на вашу политическую судьбу. Как вы оцениваете его позицию в этой истории? И как вы считаете, губернатор влияет на её развитие?

-Сергей Антуфьев, в первую очередь, стремится обеспечить стабильность, и все мы это понимаем. Может быть, иногда нужно принимать более жесткие решения. Да, в городе есть сейчас вот такая власть. Глава города Александр Данилюк тоже попадал в скандальные ситуации, вспомните, историю с полковником, капитаном и так далее… У населения есть претензии к этой власти, но в связи с тем, что она избрана, она должна работать. И позиция губернатора, как я понимаю, обеспечить функционирование городского хозяйства, какая бы ни была власть. В том числе и в городе. Вот, наверное, из этих соображений он исходит и стремится каким-то образом ситуацию удерживать под контролем.

- Какова роль губернатора в вашей политической судьбе? Ставили ли вы его в известь о своих планах?

- С губернатором я общался. Сообщил ему, что мне придется уйти из администрации города. Я не исключаю, что, может быть, и от него поступят какие-либо предложения. Я считаю, что Сергей Антуфьев - человек порядочный, ему доверяет население. Мы не можем сейчас говорить, что он виноват в той или иной ситуации. Конечно, когда сверху смотрят на наш регион, первый, кто за все отвечает, - это губернатор. Кто там выше и кто там ниже - не разбираются. Я думаю, что и губернатору не под силу решить многие проблемы, учитывая наше законодательство и тот напор, с которым данная ФПГ идет в наш регион. Город, можно сказать, уже у них в руках. Я думаю, что впереди еще шаг вперед. Возможно, там же окажется и область, и Областная Дума. А сейчас еще заговорили о том, что губернатор будет избираться… Ситуация, конечно, непростая.

- Каковы цели этой группы? К чему приведет сложившаяся в городе ситуация? Что это вообще за группа такая?

- Я знаю нескольких представителей этой группы, в которую, я считаю, входит глава города Александр Николаевич Данилюк. Работает эта группа под предводительством Павла Николаевича Шитова. Я считаю, что в нее также входит Николай Николаевич Алашеев и, может быть, еще другие товарищи, которых мы не будем упоминать. Это главные действующие лица. Какова их задача? Это коммерческая организация. А задача коммерческой организации — получать прибыль. Если это можно делать путем контроля над политической властью в том или ином регионе, городе - то почему бы нет? Соответственно, власть в городе уже у них в руках. Имея эту власть, они могут решать и проблему получения прибыли. Если мы говорим о регионе, это та же самая ситуация, но в более масштабном варианте. То есть цель одна — зарабатывание денег.

- Вы ничего не сказали о господине Долгом. Почему вы не смогли подобрать подходящую статью для его увольнения? Консультировались ли вы с кем-то, кроме правового управления, по вопросу о выборе этой статьи?

-Александра Евгеньевича Долгого я тоже считаю представителем этой же самой команды. Не зря его кандидатуру планировали утвердить на должность в.р.и.п. в тот момент, когда произошло увольнение. Судорожно пытались собрать внеочередную сессию горсовета в последний рабочий день Долгого, но не получилось. Что касается выбранной статьи, то я, действительно, консультировался с правовым управлением администрации. Ими был предложен именно такой вариант. Возможно, можно было рассмотреть и другие. Но, если бы у меня была возможность принять решение повторно, я бы принял такое же решение, может быть, с небольшой корректировкой. Я считаю, что Долгий не тот человек, который должен работать в администрации, решать проблемы городского хозяйства, имущества и доходной части бюджета.

- Вы сказали, что пока не определились с тем, чем займетесь в будущем. И все-таки, что бы вы предпочли: работу в исполнительной власти или политическую карьеру?

- Важны цели, которые мы перед собой ставим. Я всегда понимал, что раз уж я шагнул на эту политическую стезю, я должен преследовать не свои личные интересы, а решать общественные проблемы, городские проблемы. А в каком статусе - депутатом ли, представителем исполнительной власти – не принципиальная разница.

- Как хозяин управляющей компании вы, может быть, не понимали, всего того, что происходит у нас в сфере ЖКХ. Теперь эту сферу вы узнали изнутри. Какое ее состояние в действительности, и что же ждет нас в ближайшем будущем?

- Состояние плачевное – это всем известно. Вопрос в том, как его поправить. На это нужна политическая воля, а на данный момент я такой воли в стенах администрации города не наблюдаю. Эти долги, крыши, подвалы не заканчиваются и не закончатся... Здесь, я думаю, должна быть общая работа городской и областной администраций, тогда будет можно потихоньку решить проблему, хоть это и не просто. Для этого нужно осознать ситуацию. А мы ее сейчас как бы забалтываем: например, говорим о долгах, но не ищем причин их появления. Все должно быть регламентировано, поделено на зоны ответственности населения. Когда будет понятно, где чья ответственность (населения, управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций, власти), когда будут определены четкие регламенты взаимоотношений, тогда проблем в этой сфере станет меньше. А у управляющих компаний появится и заинтересованность работать в нашем городе. Сейчас трудно привлечь реального инвестора, который будет работать на долгосрочную перспективу. Пока в Смоленске не получается системно решать эти проблемы.

- Расскажите подробней о возможном банкротстве «Жилищника».

- Да, с «Жилищником» связаны проблемы. Наверное, вы слышали, что больше года назад на его базе создавались ООО, которые якобы были нужны для того, чтобы город попал под действие 185 федерального закона. Теперь «Жилищник» реально обслуживает только около 50% жилого фонда. А вторую половину - по договору. И эти ООО в любой момент могут предложить расторгнуть договор. «Жилищник» – это муниципальная компания, и 100% ее акций находится в собственности города. То есть существуют механизмы влияния, в том числе и у той же ФПГ, на деятельность власти. Если ООО отколются от «Жилищника», он никогда не сможет выплатить 100-миллионный кредит, который был получен полгода или год назад для решения внутренних проблем. Мы можем столкнуться с тем, что «Жилищник» окажется на грани банкротства. А вы понимаете, что произойдет, если перед выборами начнутся сбои с отоплением, с обслуживанием, с водой. В «Жилищнике» ситуация критическая, и здесь надо принимать решение.

- Сергей Васильевич, как один из вариантов решения проблемы с ФПГ в свое время рассматривался роспуск Смоленского городского Совета, каково ваше мнение об этом?

- Момент упущен. У нас есть назначенный глава администрации, который будут руководить городом, даже если городской совет будет распущен.

- Вы не опасаетесь, что после всех ваших сегодняшних заявлений у вас могут возникнуть трудности в дальнейшей карьере?

- Опасаюсь. Но я взвесил, как мне поступить. И принял решение, что мне нужно высказаться, несмотря на возможные негативные последствия. И я сегодня перед вами.