Премия Рунета-2020
Смоленск
+27°
Boom metrics
Звезды5 июня 2013 7:35

Настоящие вещи: польские портреты в Смоленском музее-заповеднике

«Комсомолка» начинает серию публикаций об уникальных экспонатах смоленских музеев

Фото: Ольга ЕФРЕМОВА

Вы не задумывались, почему гости нашего города часто вполне честно и всерьез отзываются о Смоленске намного лучше, чем его жители? Нам, горожанам, конечно, лучше знать. Однако, возможно, «замыленный глаз» пропускает действительно интересное, не умея увидеть или сфокусироваться. А меж тем, в Смоленске есть на что посмотреть.

Вещи, о которых мы начинаем сегодня рассказывать, увидеть просто - для этого нужно прийти в смоленскую Художественную галерею. Это вещи с историей, вещи с памятью, может быть, даже вещи с характером, не чета большинству тех, что окружают нас в повседневности. В общем, это – «настоящие вещи», и именно так будет называться наша регулярная рубрика, материалы которой вы сможете прочесть на сайте smol.kp.ru по средам.

День недели в данном случае выбран неслучайно. Если материал заинтересует, на следующий день можно отправиться в гости к его «герою» – в музей. И отпрашиваться с работы для этого не нужно. В четверг специально для вас галерея работает на час дольше обычного – до семи часов вечера.

Часть 1. Воинственные Сапеги и сентиментальный король

На трех «польских» портретах, выставленных в Художественной галерее, изображены представителя влиятельного рода Сапег и король Ян Собеский.

Презрев субординацию, сначала обратимся к портретам Сапег. Хотя бы потому, что род этот происходит именно из Смоленской земли. Фамилия Сапег до сих пор известна в Польше и люди, которым посчастливилось носить ее в наше время, гордятся знаменитыми предками, относившими себя к гербу Лис.

Портрет Казимира Яна Сапеги

Портрет Казимира Яна Сапеги

Браво и даже немного задиристо смотрит с холста гетман Казимир Ян Сапега (польск. Kazimierz Jan Sapieha; 1637 или 1638 — 13 марта 1720, Гродно). Неизвестный художник изобразил его по канону рыцарского портрета – в античных латах (они красивы, но для времени жизни гетмана были анахронизмом, подчеркивающим происхождение и боевые заслуги). Неказистый на вид, рыжий, с оттопыренными ушами (так писали о Казимире Яне современники), этот Сапега нашел себя как государственный деятель Великого княжества Литовского и воин. Отсутствие изящности черт, впрочем, живописец сгладил, сумев при этом сохранить портретное сходство. В этом вы можете убедиться сами, сравнив картину с другими портретами этого человека.

Фото: Ольга ЕФРЕМОВА

К слову о других портретах – в московском историческом музее есть почти в точности такой же, как смоленский. Где копия, а где оригинал – ученые спорят.

Изображение не лишено схематичности, наивности и даже доли примитивизма. Это не от неумения или отсутствия вкуса – в те времена так было принято рисовать. Оттого и кажется скакун Сапеги сказочной Сивкой, а поле боя у него за спиной – декорациями к пьесе. Пьеса, безусловно, на батальную тему: гетману в этом смысле было чем гордиться. А основная цель рыцарского портрета как раз и была сохранить для потомков историю жизни человека, наглядно изобразив его заслуги. Увы, внутренний мир и черты характера для тех суровых времен значения не имели.

Отставив изящную ножку, позирует второй Сапега - Ян Фредерик (польск. Jan Fryderyk Sapieha, 18 октября 1680 — 6 июля 1751) — государственный деятель и писатель Речи Посполитой, канцлер великий литовский, хранитель печати.

Портрет Яна Фредерика Собесского.

Портрет Яна Фредерика Собесского.

Фото: Ольга ЕФРЕМОВА

Печать, кстати, изображена здесь же в числе других атрибутов, свидетельствующих о

великих деяниях. Среди них есть свитки бумаги – Ян Фредерик Сапега был писателем, причем создавал он свои исторические труды на нескольких языках. Славилась и собранная им богатая библиотека, которую канцлер в конце жизни передал государству. И снова фигура запечатлена в старинных латах – воинская четь для шляхтичей была прежде всего.

Печать и Орден белого орла Яна Фредерика Сапеги

Печать и Орден белого орла Яна Фредерика Сапеги

Фото: Ольга ЕФРЕМОВА

Предполагают, что автором этого полотна является австриец Иоганн Самюэль Мок. Портрет на наш современный вкус кажется более реалистичным, но и более помпезным. Фигура вписана в драпировки, колонны и пышные складки алой мантии – это уже черты барокко. И снова во главу угла ставилось лишь физиономическое сходство (есть в этом что-то от нашей паспортной фотографии), о характере или настроении героя картина ничего не говорит.

Молчит о них и портрет короля Яна III Собеского (польск. Jan III Sobieski; 17 августа 1629, Олеский замок, ныне Украина — 17 июня 1696, Вилянувский дворец, ныне Варшава).

Портрет Яна III Собеского

Портрет Яна III Собеского

Его мощная богатырская фигура, одетая в национальный костюм в сочетании со все теми же латами, кажется, силится занять собой все пространство холста. Однако силен король был не только в бою - считается, что из всех польско-литовских монархов XVII века Собеский был наиболее образованным. А кроме этого был трогательно и нежно привязан к жене Марысеньке Замойской, благодаря протекции которой, в общем-то, и стал королем, правда, со второй попытки (польских королей выбирали).

Когда в суровые годы военных кампаний Ян Собеский не мог видеться с женой, он писал ей очень обстоятельные письма - важнейший источник знаний по истории того времени. Однако интересно в них не только скрупулезное описание похода, но огромная нежность, в которую сложно поверить, глядя на эту суровую фигуру.

Вот, к примеру, фрагмент одного из таких посланий: «Единственная души и сердца любовь, всякая на свете отрада, прелестнейшая и самая милая Марысенька, госпожа и благодетельница моя!

Живя самой несчастной на этом свете жизнью, я от печали уж и писать-то едва могу — ибо какое большее несчастье могло бы меня постигнуть, чем, дождавшись сверх всякого вероятия и надежды того единственного счастья, которого я желал для себя, лишиться его почти в мгновение ока? Кто бы мог себе вообразить, чтоб было возможно один-единственный день видеть прелестнейшую мою Зореньку, — и потом уже не день, не неделю, не месяц, но уже полгода длится это несчастье!..»

Встретиться лицом к лицу с Казимиром Яном и Яном Фредериком Сапегами, а также попытаться проникнуться тайной большой любви польского короля вы можете на втором этаже Художественной галереи на улице Коммунистичской (через дорогу от сада Блонье).

Помощь в создании материала оказали сотрудники Смоленского государственного музея-заповедника.

Художественная галерея

Адрес: ул. Коммунистическая, 4

Тел.: (4812) 38-06-95 (касса); 38-74-41, 8-910-113-26-98 (экскурсоводы).