Премия Рунета-2020
Смоленск
+27°
Boom metrics
Звезды3 июля 2013 15:00

Настоящие вещи. Часть 5. «Весенний» эксперимент Врубеля

Смоленский эпизод из многосерийного сна о женщине-весне
Михаил Врубель. "Весна". Майолика

Михаил Врубель. "Весна". Майолика

Фото: Ольга ЕФРЕМОВА

Таких небольших скульптур с названием «Весна» по всему миру разбросаны десятки. Все они - плод эксперимента Михаила Врубеля, во второй половине 90-х годов 19 века увлекшегося майоликой. Не смотря на то, что форма, по которой отливалась глина, для всех «Весен» использовалась одинаковая, они не похожи друг на друга – отличаются колоритом, особенностями и блеском поливы. Например, в Третьяковской галерее стоит более темная, отливающая бронзовой зеленью «сестра» смоленской перламутровой «Весны». Зачем же Врубель бес конца тиражировал одну и ту же работу?

Вторая половина 90-х для него была отмечена множеством перемен. В это время в жизнь художника вошла будущая жена - Надежда Забела, произошло сближение с композитором Римским-Корсаковым – они вместе работали над театральными постановками. «Благодаря вашему влиянию решил посвятить себя русскому народу… сделать что-нибудь русское, например: Лель, весна-красна…» - писал Врубель другу-композитору.

Чуть ранее Врубель возглавил абрамцевскую керамическую мастерскую – детище мецената Саввы Мамонтова. Здесь вместе с керамистом-технологом Петров Ваулиным одну за одной они изготавливали «Весен». Зачем? Все дело было в эксперименте с майоликой – так называют покрытую глазурью обожженную глину. Ваулин и Врубель отрабатывали тогда изобретенный ими метод восстановительного обжига и выясняли его возможности на практике. Глиняные изделия закладывались в печь по нескольку раз, а их авторы следили, как поведут себя краски, какой цвет, оттенок, блеск приобретут, перекрашивали, переделывали, пробовали. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже художник получил медаль за работы, созданные в абрамцевской мастерской.

В образе этой многоцветной и многоликой весны искусствоведы угадывают черты музы Врубеля, Надежды Забелы. Но, с другой стороны, «Весна» одновременно является и попыткой приблизиться к Вечной Женственности, идея которой зарождалась тогда в русском модерне. Особый смысл приобретает и то, что эти скульптуры делалась и переделывалась множество раз – современники вспоминали, что Врубелю было присуще неутомимое желание соревноваться с авторами всех известных ему шедевров. В том числе и с самим собой, до бесконечности, до конца, до патологии – вспомним, как художник ежедневно переписывал лицо «Поверженного демона» прямо в выставочном зале…

Помощь в создании материала оказали сотрудники Смоленского государственного музея-заповедника.

Каждая из публикаций, выходящих еженедельно по средам в рубрике «Настоящие вещи», рассказывает об одном из экспонатов смоленской Художественной галереи. День недели в данном случае выбран неслучайно. Если материал заинтересует, можно не откладывая в долгий ящик отправиться в музей уже в четверг. И отпрашиваться с работы для этого не нужно: по четвергам специально для вас галерея работает до семи часов вечера. Наша первая публикация в рубрике «Настоящие вещи» была посвящена польским портретам, вторая рассказывала о скульптуре Марка Антокольского. Третья - об иконе Богоматери Одигитрии Смоленской, хранящейся в смоленской Художественной галерее. Четвертая – иконе «Огненное восхождение Пророка Илии».

Художественная галерея

Адрес: ул. Коммунистическая, 4

Тел.: (4812) 38-06-95 (касса); 38-74-41, 8-910-113-26-98 (экскурсоводы).