Это одна из ранних работ мастера, она несет в себе черты идеализированного восприятия природы, характерного для его зрелых произведений. Из картины льется лунный свет. Интересно и само событие, ставшее темой этой картины – наводнение в Петербурге – в основе своей драматическое и даже трагическое явление становится таким поэтическим в изображении художника. Современники отмечали в картине великолепную передачу холодного освещения северной ночи, строгую красоту силуэтов зданий.
Картина была представлена на академической выставке 1869 года. По отзывам критиков и впечатлениям современников в ней явно ощущалось стремление Куинджи овладеть основами академической школы, чувствовалась увлеченность молодого художника стилем и живописной манерой мастера романтического пейзажа – И.К.Айвазовского. Действительно, произведение отличается гармонией и ясностью изображения, логичным построением, но что немаловажно – сочетанием романтической трактовки образа Северной Пальмиры с убедительно жизненными деталями.
Работа поступила в художественную галерею в 1920 году из Петроградского музейного фонда.
Каждая из публикаций, выходящих еженедельно по средам в рубрике «Настоящие вещи», рассказывает об одном из экспонатов смоленской Художественной галереи. День недели в данном случае выбран неслучайно. Если материал заинтересует, можно не откладывая в долгий ящик отправиться в музей уже в четверг. И отпрашиваться с работы для этого не нужно: по четвергам специально для вас галерея работает до семи часов вечера. Познакомится с предыдущими публикациями рубрики «Настоящие вещи» можно в специальном разделе на сайте.
Помощь в создании материала оказали сотрудники Смоленского государственного музея-заповедника.
Художественная галерея
Адрес: ул. Коммунистическая, 4
Тел.: (4812) 38-06-95 (касса); 38-74-41, 8-910-113-26-98 (экскурсоводы).