Звезды11 сентября 2014 18:00

Максим Дунаевский: «Снова возвращать любовь к кино – очень важное занятие»

Народный артист России подарил смолянам творческий вечер
В Смоленске прошел творческий вечер народного артиста России Максима Дунаевского.

В Смоленске прошел творческий вечер народного артиста России Максима Дунаевского.

Фото: Александр ГУБАРЕВ

Вечером 10 сентября перед кинотеатром «Современник» выстроилась огромная очередь. Желающих попасть на концерт Максима Дунаевского «Ах, этот вечер!..» было едва ли не больше, чем на церемонию открытия кинофестиваля «Золотой Феникс», в рамках которого и приехал артист. Президенту фестиваля Всеволоду Шиловскому, вышедшему представить артиста, даже пришлось немного «покомандовать» залом: «Смоляне нас развращают: утром, днем и вечером – полные залы!», - отметил он.

Сам Дунаевский вышел на сцену в хорошем настроении: «Сегодня я ваш, смоляне!», - сказал он и начал творческий вечер, в программу которого вошли его самые известные песни.

От «Песни мушкетеров» никуда не деться

На концерте Дунаевский исполнил больше десятка своих композиций. Среди них – несколько песен из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера», «Мэри Поппинс, до свидания», «Карнавал» и другие свои хиты. С особой любовью он говорил о работе в фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера». Композициями из этой картины он открыл творческий вечер, а под конец признался: «Знаете, мои «Мушкетеры» появились у меня в 33 года, это возраст Христа. В этом же возрасте у моего отца (Исаака Дунаевского, советского композитора, автора множества популярных песен. – Прим. ред.) появились «Веселые ребята». Такое странное совпадение. Поэтому я часто называю «Мушкетеров» «мои веселые ребята».

Фото: Александр ГУБАРЕВ

Вспомнил Дунаевский и о том, как проснулся знаменитым: «Музыканты всерьез считают, что, пока песню не запоют пьяные, ее нельзя считать хитом. Это первый признак. После демонстрации фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» я проснулся от того, что утром под окном я услышал: «Пор-р-р-ра, пор-р-р-ааа, пор-р-радуемся…» И понял, что проснулся знаменитым».

Цензура и Водяной

Каждый музыкальный номер маэстро предварял историей создания песен. Например, зрители узнали о том, что «жертвой» цензуры, которая в советские годы распространялась не только на художественные фильмы, но даже на мультипликацию, стал знаменитый Водяной со своей «жизнью-жестянкой». «Председатель Госкомитета по радио и телевещанию Сергей Лапин наложил на эту песню запрет на телевидении, - рассказал Максим Исаакович. - Там есть такие слова: «Жизнь моя жестянка, да ну ее в болото». Он сказал: «Что вы имели в виду? Какое еще болото? Это вот то, где мы сейчас живем? «А мне летать охота» - это что? Куда это он у вас полетит? В Израиль, что ли?» Он был остроумным человеком, тем не менее год эта песня была под запретом».

Впрочем, не всегда тому или иному замыслу мешала только цензура. Иногда приходилось долго искать взаимопонимание с режиссерами. «Песня «Позвони мне, позвони» у меня не получалась. Роберт Рождественский написал прекрасные стихи и надо было что-то с этим делать, - вспоминает Дунаевский. - Я приносил вариант за вариантом Лиозновой, а она все время отвергала и отвергала. И вдруг где-то на двадцатом варианте меня осенило – я взял и принес ей первый вариант. И она мне сказала: «Ну вот же, голубчик, вот! Это как раз то, что надо. Видишь, как ты умеешь работать. Главное – тебя заставить».

О дружбе и любви

За свою творческую биографию Максим Дунаевский сотрудничал со многими известными актерами и исполнителями – Михаилом Боярским, Жанной Рождественской, Любовью Успенской, Павлом Смеяном и другими. На творческом вечере он много говорил о своем друге Николае Караченцеве: «С Колей мы познакомились на теннисном корте и всю жизнь дружили, работали вместе, он играл в моих мюзиклах, фильмах. Я никогда не занимался протекционизмом, никогда не просовывал никого, но вот Колю было не стыдно никогда рекомендовать режиссеру».

Фото: Александр ГУБАРЕВ

По признанию Дунаевского, он не сыграл никакой роли в том, что актрису Наталью Андрейченко, которая тогда была его женой, взяли на главную роль в фильм о Мэри Поппинс, хотя изначально няню-волшебницу должна была сыграть Анастасия Вертинская. «Так получилось, что она (Вертинская. – Прим. авт.) пришла в картину буквально к первому съемочному дню, когда была уже написана музыка, составлен весь план. И она засомневалась в музыке, сказала, что это не ее, что она видит Мэри Поппинс немного другой. Режиссер ничтоже сумняшеся взял и заменил ее. Я в этом не сыграл никакой роли. Вы знаете, когда я писал, она (Андрейченко. – Прим. авт.) не слышала ни одной ноты, была занята. И вот когда режиссер поставил ей музыку – я никогда не забуду этого момента – у нее полились слезы. Видимо, это окончательно убедило режиссера».

Впечатления и планы

В завершение вечера Дунаевского спросили о Смоленске. «Я был у вас лет 15, а то и 20 назад. Очень изменился город. Стал очень чистый, ухоженный. Честно говоря, я даже поразился. В моем воображении это был такой серенький, неприглядный когда-то город. А сейчас он стал просто красавцем», - отметил он. И подчеркнул, что рад присутствовать на «Золотом Фениксе»: «Все фестивали существуют не только, чтобы людям здесь поразвлечься. Они имеют свою определенную творческую цель. Это очень важно, потому что кино у нас не в очень важном состоянии. Снова возвращать любовь к кино – очень важное занятие».

Фото: Александр ГУБАРЕВ

Говоря о своих дальнейших планах, он отметил, что большую часть своего времени посвящает театру. Скоро должна выйти опера «Шинель» по Гоголю, которую ставит Иосиф Райхельгауз, а главную роль в ней сыграет Альберт Филозов.

Этим же вечером на «Аллее звезд» у кинотеатра «Современник» заложили табличку с именем Максима Дунаевского. Тем самым организаторы фестиваля отметили его вклад в кинематограф.